ГлавнаяНовости Статьи
 
 
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
История искусств > Искусство Европейского Возрождения. > Маньеризм
Содержание

Маньеризм

Художественный стиль в искусстве XVI века, появившийся на исходе Ренессанса и получивший название - маньеризм (от слова "maniera" - манера, стиль, способ исполнения). Сам стиль существовал с 1520-х годов, а некоторые исследователи уточняют - с 1527 года (завоевания Рима войсками Карла V) вплоть до конца века, когда возникло новое направление в искусстве - барокко. Другими словами, маньеризм является переходным периодом в развитии искусства между Ренессансом и барокко. Однако, за пределами Италии маньеризм продолжил свое существование несколько дольше, вплоть до первой трети XVII века.
Мадонна с длинной шеей (1535-1540)
В современном мире искусства считается, что маньеризм зародился в Тоскане, на родине Микеланджело, где работали родоначальники тосканского маньеризма - Понтормо и Фьорентино. Кроме того, иные искусствоведы уверены, что "Страшный Суд" (Микеланджело) в Сикстинской капелле по технике исполнения несет в себе заметные черты этого стиля.
Что касается стилистических особенностей маньеризма, среди которых: намеренное нарушение перспективы, экспрессия поз и мотивов движения, колористические и светотеневые диссонансы, искажение анатомических пропорций фигур - все это преследовало стремление не следовать природе, а опираться на вкусы и "особое видение" художника. Пластическая избыточность, граничащая с изощренностью, становилась самоцелью, в жертву красоте отдельной детали была отдана эстетическая целостность.
Маньеризм возник в результате кризисов общественно-политических и, конечно, кризиса в искусстве. И решительное отступление от идеалов Высокого Возрождения стало причиной перемен в творческих изысканиях художников. Впрочем, в последствии маньеристы не ставили целью ниспровергнуть художественную традицию, от которой отталкивались.
Впервые термин "maniera" начали употреблять венецианские живописцы имея в виду раскованную, более свободную, сравнительно с представителями старшего поколения, манеру исполнения. Но уже в XVII веке его стали использовать уничижительно, применительно ко всем художникам, в чьих произведениях хоть сколько-нибудь прослеживались неестественные фигуры и надуманные позы.
Маньеризм считается сугубо светским течением в живописи. В эмоционально-психологическом плане больше выигрывали светские портреты и мифологические сюжеты, чем работы религиозной тематики, где традиции и каноны играли более важную роль, чем психологический накал страстей персонажей.
Итальянские маньеристы, работавшие вне Италии способствовали превращению маньеризма в общеевропейское явление.
В направлении маньеризма работали архитекторы: Бартоломео Амманати, Джорджо Вазари, скульпторы: Бенвенуто Челлини, Джованни Болонья, живописцы: Пармиджанино, Фьорентино, Понтормо, Бронзино, Эль Греко и д.р.
Clip to Evernote

 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 0,0 картине Три философа (Джорджоне).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2017