ГлавнаяНовости Статьи
 
 
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
История искусств > Искусство средневековой Руси. > Архитектура и иконопись древней Руси. > Иконопись.
Содержание

Иконопись.

В конце X века, сразу после крещения на Русь пришли и строительство соборов из камня, и искусство иконописания, фрески, мозаика. Первое время иконопись Руси мало чем отличалась от традиций иконописания Византии того же времени. У них сумрачный колорит, объемная лепка фигур, нос, рот и глаза часто очерчены красными линиями. Процесс формирования собственного стиля иконописания на Руси начался в XII веке, особенно интенсивно развитие шло на севере. Постепенно художественный язык отошел от византийского: светлеют и приобретают русские черты лики святых, усиливается интенсивность чистого цвета, более замкнутым становиться силуэт.
Богоматерь Великая Панагия. XII в.
Богоматерь Великая Панагия. XII в.
Русские иконы намного превосходят размером византийские образцы, они более лаконичны по художественному языку.
Иконописание северных областей получило название "северное письмо". Его характерными чертами являются наивность и патриархальность.
Основными иконописными школами станут Новгород, Псков, позже Москва.
Появляются многофигурные композиции, каких не было в Византии - "Покров Богородицы", "Собор Богородицы", "О тебе дева радуется..". Эти иконы выражали присущее русской культуре соборное начало. Икона неразрывно связана с храмом, подчинена общему архитектурному замыслу. В соответствии с архитектурными линиями и человеческие фигуры выпрямлены, иногда наоборот изогнуты, подобно линиям свода, удлиненны, с непропорционально маленькими головами, узкие в плечах.
В иконе композиционный центр совпадает с идейным центром. В роли такого центра выступает Спаситель или Богородица. В иконописи использовалось разработанная в Византии система символов. Особое значение имела символика цвета.
Сюжеты для изобразительного искусства были взяты в основном из литературных источников, создавались росписи на темы церковных песнопений. Изображенные на иконах святые обращены к молящимся, показывают свитки с текстами о приходе миссии. В миниатюрах и клеймах икон из уст говорящих персонажей поднимаются облачка, в которых написаны произносимые ими слова.
Параскева пятница. XVI в. Новгород.
Параскева пятница. XVI в. Новгород.
В принципах изображения человека искусство XI-XIII веков отвергало декоративность, мишуру украшений, развлекательность. Оно стремилось простыми средствами выразить величие Божества, всеобщую символическую связь явлений.
В древности иконы отличались особой монументальностью. Фигуры показаны в спокойных позах, лица строги.
Clip to Evernote

 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 0,0 картине Обращение Савла (Караваджо).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2016