ГлавнаяНовости Статьи
 
 
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
История искусств > Искусство средневековой Руси. > Искусство России XV-XVI вв.
Содержание

Искусство России XV-XVI вв.

В первой четверти XV века территория Московского княжества простиралась почти на всю Северо-Восточную Русь. Более четверти века с 1425 по 1453 года продолжалась война между великим князем Василием II и его родственниками. Василий добился победы, но страна была разорена. Более чем два столетия в Северо-Восточной Руси почти не строили каменных зданий, а живопись слепо подражала образцам периода Андрея Рублева.
Богоматерь Знамение.
Богоматерь Знамение.
На содержание и стиль изобразительного искусства немаловажное влияние оказала независимость и самостоятельность отдельных русских земель, особенно в Новгородской республике. Прославление своей истории получило в живописи своеобразное, свойственное средневековому образу мышления выражение. В середине XV века поднимается новая волна почитания иконы "Богоматерь Знамение". Это находит отражение в многочисленных иконах. На некоторых из них на верхнем поле в сегменте, обозначающем поле, появляются поясные изображения иконографического типа "знамение". Таковы дошедшие до нашего времени иконы "Антоний Великий, Константин и Анастасия", "Илья Пророк, Никола и Анастасия", "Иоанн Милостливый", "Параскева Пятница и Анастасия".
Особенно идея покровительства иконы "Богоматерь Знамение" Новгороду разработана в иконах "Битва новгородцев с суздальцами". Самая древняя из трех сохранившихся икон, повествующих о битве 1170 года - "Знамение от иконы Богородицы" - была написана около середины XV века.
Битва новгородцев с суздальцами. Икона XV в.
Битва новгородцев с суздальцами. Икона XV в.
Трехъярусная композиция (сверху вниз) представляет три эпизода: торжественный перенос иконы "Богоматерь Знамение" из церкви Спаса на Ильине в Софийский собор, противостояние новгородского и суздальского воинств, решающее наступление новгородцев. Последние два действия проходят под эгидой "чудотворной" иконы, выставленной на крепостной стене.
Одним из самых ярких новгородских произведений является, условно названная "Молящиеся новгородцы".
Святой Георгий. Новгород. XV в.
Святой Георгий. Новгород. XV в.
Псковской живописи XV века свойственна некоторая замедленность развития, что позволило ей сохранить архаичные черты, которые роднят памятники, отстающие друг от друга на многие десятилетия. Именно поэтому отмечается сходство фресок, которые разнятся в полтора столетия.
Образцами тверского искусства середины второй половины XV века являются иконы из деисусных, а также праздничных и пророческих рядов иконостасов, происходящие из Твери, Кашина и других городов и населенных пунктов.
Clip to Evernote

 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 0,0 картине Три философа (Джорджоне).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2017