ГлавнаяНовости Статьи
 
 
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
История искусств > Искусство стран Ближнего и Среднего Востока в Средние Века. > Узор в мусульманском искусстве.
Содержание

Узор в мусульманском искусстве.

Закономерность и формы, рожденные сочетанием геометрических фигур, легли в основу сплетений арабской геометрической вязи. Такие узоры европейцы называют арабесками. Арабеска возникла на арабском Востоке, распространившись далеко за его пределы. В дальнейшем термин арабеска стали применять только для растительного орнамента. Для арабески характерно бесконечное варьирование одних и тех же фигур. Упрощенно передавая лист, цветок или стебель, мастера арабески достигали разнообразия, повторяя несложный раппорт бесконечное количество раз. Арабески создавались на коврах и страницах книг, применялись в резьбе по камню, дереву и ганчу, в узорах поливных изразцов, чеканке по металлу, мозаике.
Гирих.
Гирих.
В основу композиции гириха кладется сочетание подобных или равных фигур, их фрагментов с применением дополнительных вставок и зрительных поправок. Художник доводил до полноты звучания, откладывая толщину линий фигуры то на одну, то на обе стороны от оси. Он профилировал линии и насыщал их фон растительно-цветочным узором.
Рисунок ислими обычно рисуется от руки, но составляющие его элементы подчинены ритму кривых, имеющих форму дуги окружности, волны или завитка(спирали). Построение рисунка основано на чувстве ритма и свободной симметрии, при соблюдении законов двухмерности, плоскостности изображения. Все элементы растительности, получив форму плавных линий, завитков и выкружек, разложены и зажаты в одной плоскости. При этом контур имеет главное значение.
Ислими.
Ислими.
Кроме того, арабский орнамент использовал зооморфный, астральные и другие мотивы.
Единой колористической гаммы не было, в различных странах Ближнего и Среднего Востока использовали свои сочетания красок. Преобладали красный, голубой в сочетании с позолотой, желто-охристый и зеленый цвета.
Орнамент, применяемый в арабском искусстве, дополнялся шрифтами "куфи" и "насх".
Арабское письмо зародилось на северо-западе Аравии, где жили набатеи - оседлые арабские племена, усвоившие письмо арамеев.
Значительное место в культуре мусульманского Востока занимает каллиграфия, одновременно бывшая и наукой и искусством. Каллиграфическое написание религиозных, официальных и бытовых текстов воспроизводилось на пергаменте, бумаге, домашней утвари, стенах зданий. Каллиграфия считалась декоративным искусством, обретя сакральный смысл благодаря идее о воплощении Слова Бога.
Сюжетные изображения нельзя было помещать в мечетях и культовых зданиях, но нередко они украшали стены дворцов правителей, знати, жилых домов горожан, бани и другие светские сооружения.
Расцвет изобразительного искусства наступил в XII-XIII веках. Монументально-прикладное искусство представляли расписные и рельефные, покрытые глазурью изразцы, применявшиеся для украшения фасада, а также в интерьере зданий. В иранской архитектурной керамике нередко золотисто-желтый или коричневый люстр дополнялся синей и бирюзовой красками.
Различают несколько типов иранских расписных изразцов, среди которых близкие по форме к квадрату плитки, крестообразные и в виде восьмиконечных звезд, из сочетания которых набирали панели. Композиция узора панели в соответствии с формой составляющих ее изразцов членится сеткой, звездообразные и крестообразные ячейки которой заполнены орнаментальными и изобразительными мотивами. Нередко изразцы оконтурены полосой с надписью, содержащей религиозные изречения из Корана или поэтические цитаты.
Clip to Evernote

 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 0,0 картине Три философа (Джорджоне).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2017