ГлавнаяНовости Статьи
 
 
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
История искусств > Искусство восточного и западного христианского Средневековья. > Искусство Византии > Палеологовский Ренессанс
Содержание

Палеологовский Ренессанс.(1261-1453)

Искусство позднего периода существования Византии называют "Палеологовским", по имени последней правящей династии Палеологов. Это время расцвета искусства, изобретательности иконографии, множественности стилистических толкований, высочайшего художественного мастерства. В этот период возрастает интерес к эллинской культуре, повысилось значение местных художественных школ и локальных центров, произошло смещение культуры из столицы в регионы, что привело к расцвету национальных школ. В конце XIII века в искусстве нарастает укрупненность образов, ясность, простота, лаконизм. Монументализм и обобщенность стиля такой живописи родственны старому византийскому искусству первой половины XI века, но аскетическое содержание утратилось, сменившись утверждением величественного спокойствия и великолепия торжествующей церкви.
Церковь Мария Паммакаристос. Константинополь. около 1315год.
Церковь Мария Паммакаристос. Константинополь. около 1315год.
Главным стержнем искусства XIII века стал обновленный классический идеал. Это искусство полнее всего выразилось во фресках. Возникает особый тип так называемых житийных икон, в которых образ святого в центре окружен рамой, состоящей из мелких сцен - клейм с изображением событий его жизни и совершенных им чудес. В иконах появились моменты литературности и повествовательности. Так, на иконе св. Николая Мирликийского(Чудотворца) слева вверху и в конце помещены сцены рождения Святителя и его преставления. Последовательность событий жизни святого не всегда соблюдается.
В конце XIII века в византийском искусстве стали создаваться мощные, полные героического подъема образы.
Византийское искусство начала XIV века, тонкое и изысканное, было ветвью камерной придворной культуры, возникшей при дворе Андроника II Палеолога. Одна из его характерных черт - влюбленность в античное прошлое, изучение всевозможных античных произведений. Тематика искусства была церковной, влечение к античности проявлялось только в стиле и формах, для которых классическая модель стала обязательным образцом. В ансамблях мозаик и фресок появились неизвестные раннее сценичность, сюжетные подробности, иконографическая программа расширилась, в них стало много символов и аллегорий. В столичной придворной мастерской в это время исполнялись маленькие переносные мозаичные иконки, для которых характерны деликатные сочетания цвета, нежность оттенков, сияющие кубики золота в фонах, контурах и световых линиях. На всех иконах спокойные и классически красивые лица. Большинство икон писались в темперной технике. Образы этих икон не повторяют друг друга, всегда индивидуальные. Пропорции фигур правильные, движения гибкие, позы устойчивые.
Иесус в куполе в окружении пророков. Церковь Мария Паммакаристос.
Иесус в куполе в окружении пророков. Церковь Мария Паммакаристос.
В середине XIV века в художественных образах увеличиваются напряжение, взволнованность, исчезают гармония и спокойствие, появляется острота душевных переживаний. Маленькие изысканные иконки исчезают, иконы увеличиваются в размерах, крупные образы легко читаются в интерьере церкви.
В связи с общим ослаблением государства недостаток средств приводил к перестройке старых зданий. На смену монументальному архитектурному решению приходит камерное живописное.
Поздневизантийская архитектура отличается декоративностью и живописной кладкой стен. Выдающийся памятник поздневизантийской столичной архитектуры - церковь монастыря Хора, строительство которой началось в конце XIII века.
Воскрешение Лазаря. Фреска церкви монастыря Пантанассы. около 1428г.
Воскрешение Лазаря. Фреска церкви монастыря Пантанассы. около 1428г.
В 1453 году завоеванием Византии Турцией окончилась история развития византийского искусства, оказавшего значительное влияние на искусство Западной Европы и Древней Руси.
Clip to Evernote

 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 0,0 картине Три философа (Джорджоне).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2017