ГлавнаяНовости Статьи
 
 
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
История искусств > Культура стран Западной Европы в эпоху Средневековья. > Романский стиль.
Содержание

Романский стиль.

Романским стилем в старину называли архитектурные сооружения, выполненные по римскому образцу, то есть из камня со сводчатым покрытием. Для построек использовался легко обрабатываемый известняк во Франции, в Италии мрамор в сочетании светлых и темных тонов, в Германии различные виды туфа. Камень отесывали в виде блока.
Романский стиль в настоящее время определяется как стиль западноевропейского искусства XI - первой половины XII века. Основой романского искусства были в первую очередь сложившиеся на Западе в "темные века" местные художественные традиции. При возведении крепости выбиралось место на высоком откосе. Характер участка определял форму плана крепости, окруженной широким рвом и высокими гладкими стенами, сложенными из огромных камней. Стены заканчивались зубцами, на углах и по стенам стояли сторожевые башни цилиндрической формы. Ко входу вел подъемный мост, по бокам от входа были башни. В середине крепости находился двор с донжоном - огромной массивной башней с маленькими окнами. В раннее время донжоны были в плане прямоугольные, со временем их стали делать круглыми. Донжон делился по вертикали на три этажа. Зал и спальные помещения располагались в среднем ярусе, а самое большое зальное помещение над ними, нижний ярус использовался для прислуги.
Романский храм был схож внешним обликом с замком.
На западной стороне продольного корпуса помещались две башни или колокольни и две меньшие восточные башни по сторонам хора и по углам трансепта. Башни поднимались вверх в несколько ярусов, заканчиваясь восьмигранниками. Внутреннее пространство романской церкви состояло из главного и имеющих половину его ширины и высоты боковых нефов, которые отделялись от главного нефа рядом колонн или столбов. Столбы шли до линии свода; лежащие друг против друга, соединялись между собой арками, шедшими поперек оси здания. Столбы соединялись и по направлению к диагоналям квадратных основных полей посредством нервюр, перекрещивающихся посередине. Нефы перекрывались двускатными крышами или тяжелыми каменными сводами. Стены из-за сильного бокового распора, стремившегося свалить стену, утолщались и могли достигать 6 м в толщину, окна были узкими. Внутреннее пространство храма стали перекрывать крестовыми сводами, получающимися при пересечении двух полуцилиндров под прямым углом. Такая конструкция переносит тяжесть перекрытия на угловые опоры.
В романских храмах появляются так называемые "розы" - окна в виде окружности большого размера, украшающие фронтоны главного нефа и трансепта.
Собор в Вормсе. Германия. XIIв.
Собор в Вормсе. Германия. XIIв.
Главный портал находился на западной стороне, меньшие по размерам порталы вели в боковые нефы или в крылья трансепта. Дверь имела прямоугольную форму. Над ней находилось поле - тимпан с богатыми рельефными украшениями. Внутренние поверхности порталов сильно расширяются кнаружи, они членятся столбами, следующими друг за другом. В романской архитектуре определился тип архитектурной композиции, которого не знали ни Греция, ни Рим. Традиционные римские арки, столбы и колонны вступали в тесное взаимодействие. Нередко одна арка охватывает другую или целую группу мелких арок. Полуколонны входят своими кубическими капителиями в массив стены и собираются в пучки. Боковые стены стали более массивными, членение на ярусы исчезает.
Орнамент в основном растительный, состоящий из переплетающихся лент, с листьями, поясами из бус, фантастическими изображениями животных почти сплошь покрывает порталы. Скульптура и живопись служили целям архитектуры. Так, в скульптуре фигуры неправильны в анатомическом отношении, позы статуй безжизненны. Живопись представлена росписью колонн, капителей, главное - апсиды.
Внутри романики существовало несколько школ. Среди французских первое место занимала Бургундия, где орден Клюни разработал тип монастырского храма со множеством алтарей, поперечных и боковых нефов. Главная церковь Аббатства Клюни была самой большой в Европе. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, законченностью и закругленностью частей. На севере Франции в Нормандии сохранились большие монастырские церкви, такие как Сент Трините в Кане. На юге в Перигоре применялись купольные перекрытия. В Провансе преобладали однонефные зальные храмы с ясными формами и пропорциями.
Романские храмы Германии более кубичны и массивны, в них слабее выражены членения. Ранние романские храмы Германии перекрывались плоским потолком.
В XI веке романские зодчие попытались связать две боковые стены одним цилиндрическим сводом. Но он мешал освещению и производил давящее впечатление. Поэтому главный неф стали перекрывать крестовыми сводами. Таковы соборы в имперских городах Вормсе, Шпейере, Майнце, возведенные в XII-XIII веках. Романская архитектура Италии представлена в Ломбардии кирпичными соборами с отдельно стоящими башнями - кампаниллами, составляющими особенность итальянской архитектуры. В XI-XII веках в Пизе были возведены собор, баптистерий и кампанила, получившая название "падающей башни". Романский стиль получил свое развитие в Испании, испытав при этом сильные мавританские влияния. В германских землях возникла форма кубической капители, богато украшенной переплетениями и листовым орнаментом. В романском искусстве создается тип капители, когда капитель представляет собой ряд фигур. Возрождается после долгого перерыва круглая скульптура.
Романская скульптура подобна узору, украшающему каменные стены соборов. В XII веке появляются колонны в виде человеческой фигуры. Рельефы украшают бронзовые двери собора св. Михаила в Гильдесгейме, входные двери церкви Сан-Дзедо в Вероне. Позднее появляется отдельно стоящая фигура.
Романская миниатюра составляет противоположность византийской. Используемые цвета - желтый, синий, красный.
Clip to Evernote

 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 0,0 картине Три философа (Джорджоне).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2017