ГлавнаяНовости Статьи
 
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
Гойя
1746 - 1828

Франсиско Гойя

Франсиско Гойя. Произведения >>
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 года в небольшом городишке Фуэндетос, близ Саргосы на севере Италии. Его отец имел небольшую мастерскую по золочению алтарей, мать происходила из семьи обнищавшего идальго. Франсиско был третьим ребенком в семье, старший впоследствии стал священником, а средний продолжил дело отца. Все трое мальчиков получили довольно поверхностное образование.
В 1760 году семья Гойи перебирается в Саргосу, где Франсиско поступает на учебу в мастерскую Хосе Лусано Мартинеса. Впрочем, в мастерской Франсиско в основном занимался копированием гравюр, что не очень способствовало развитию живописных навыков. Однако свой первый официальный заказ он получил именно в годы обучения в мастерской Мартинеса.
В 1763 году Гойя отправляется в Мадрид, где предпринимает попытку поступить в Мадридскую художественную Академию Сан-Фернандо, но терпит неудачу и поступает в мастерскую придворного художника Франсиско Байеу. Через три года в 1766 он снова пробует поступить в Академию, но снова безуспешно.
В 1769 году Франсиско Гойя отправляется в путешествие по Италии - посещает Рим, Неаполь и Парму. В 1771 году художник принимает участие в конкурсе, проводившемся пармской Академией художеств и получает вторую премию за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии». Почти сразу после этого Гойя возвращается в Испанию. В Саргосе Франсиско Гойя занимается выполнением заказов для местный церквей.
В 1773 году художник заключает брак с Хосефой Байеу - сестрой Франсиско Байеу, в мастерской которого трудится Гойя. В этом браке рождается пятеро детей, но выжить удается только одному Хавьеру, впоследствии сделавший карьеру художника.
С этого времени Гойя прочно обосновывается в Мадриде. В 1776-1778 годах художник выполняет серию панно, которые служат образцами для ковров Королевской шпалерной мануфактуры.
В 1778 году Гойя приступает к гравированию картин Диего Веласкеса. Сюжеты из жизни народа пользуются успехом у заказчиков, кроме того творчеством Гойи интересуются и при дворе. В 1779 году художник представляет четыре свои картины королю и хоть, заслуживает похвалу, но место придворного живописца на этот раз ему занять не удается.
В 1780 году Франсиско Гойя заканчивает работу для шпалерной мануфактуры и получает заказ на роспись купола собора дель Пилар.
В 1781 году художник вместе Байеу и Маэллой участвует в оформлении церкви св. Франциско Великого.
22 января 1783 года Гойя по рекомендации Байеу получает заказ от высокопоставленного королевского вельможи графа Флоридабланка. Исполнение портрета графа стала для Гойи путевкой в высшее общество. Граф знакомит художника с младшим братом короля Дон Луисом, который заказывает ему портреты всех членов семьи. Таким образом, Гойя становится признанным портретистом в аристократических кругах.
В 1785 году Гойя получает должность вице-директора Королевской художественной Академии, а в 1795 году должность директора живописного отделения.
После исполнения в 1786 году серии работ по заказу графа Осуны, творчество Гойи вызвало живейший интерес у короля Карла III. С этого времени Гойя занимает должность придворного художника и получает жалование в 15 тыс. реалов в год. После смерти Карла III, его приемник Карл IV оставляет Гойю на должности придворного художника, внушительно увеличив ему жалование.
Маха обнаженная 1797-1800
Маха обнаженная 1797-1800
В 1792 году художник внезапно тяжело заболевает неизвестной болезнью, в результате которой Гойя полностью теряет слух. Это случилось во время его поездки в Кадис, тогда он нашел пристанище у местного торговца, запечатленного на одном из полотен художника. После выздоровления летом 1793 Гойя возвращается в Мадрид и плотно работает в портретном жанре. Так в 1795 году художник пишет портрет герцога Альбы, а позже и его жены - герцогини Альбы, с которой у Гойи начался бурный роман, длившийся около семи лет. Легенда об отношениях герцогини и художника, впрочем, не имеет документальных подтверждений, однако творчество Гойи того времени все-таки свидетельствует о взаимных чувствах художника и модели. По одной из версий «Маха обнаженная» и «Маха одетая» были написаны именно с герцогини Альбы.
В феврале 1799 года вышла серия офортов «Капричос», а в октябре Гойя был назначен первым придворным живописцем с жалованием в 50 тыс. реалов.
В 1801 году Гойя написал портрет «Семьи короля Карла IV» , где великолепие красок, блеск золота и драгоценностей подчеркивают мещанскую заурядность и вульгарность правящих Испанией.
В июне 1802 года умерла герцогиня Альба, сохранился набросок гробницы для герцогини.
С 1803 по 1808 художнику перестали поступать заказы от королевской семьи, но жалование он по-прежнему получал.
В 1805 году Гойя организовал свадьбу своего сына Хавьера, свадебным подарком для которых были несколько рисунков молодоженов и дом художника.
В 1812 году умирает жена художника, Хосефа.
В феврале 1819 года Гойя отходит от дел, покидает Мадрид и селится в загородном доме под названием «Дом глухого». Стены этого дома художник расписывает изнутри мрачными фресками.
В 1823 Гойя знакомится с Леокадией Вейс, которая ради художника бросает мужа. Уже через год они вместе покидают Испанию. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо, где художник прожил последние годы своей жизни.
В 1826 году Гойя едет в Мадрид и добивается от двора возможности уйти на покой с сохранением жалования. Снова он побывал в Мадриде только летом 1827 года, это поездка на родину была последней.
В начале 1828 года художник готовится к приезду своего сына с женой, которые побывали в Париже весной того же года.
16 апреля 1828 года Франсиско Гойа умирает на руках у жены и в окружении родственников.
Clip to Evernote

 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 0,8 картине Сирень (Врубель).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2016