ГлавнаяНовости Статьи
 
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
Тулуз-Лотрек
1864 - 1901

Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек

Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек. Произведения >>
Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби. Родителями его были граф Альфонсо де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель, урожденная Тепье де Селейран, они были двоюродными братом и сестрой. Вероятно, болезненность и увечья Анри стали следствием единокровного брака.
В салоне на улице Мулен 1894
В салоне на улице Мулен 1894
Анри Тулуз-Лотрек получил всестороннее домашнее воспитание. В 1872 году он начал обучение в элитном Лицее Фонтан (сейчас Лицей Кондорсе). Живой и темпераментный мальчик, он выглядел намного меньше своих сверстников. Узкие плечи, тонкие ножки, впалая грудь, отец же был полной противоположностью сыну. Могучий мужчина, неутомимый охотник и путешественник, страстный любитель женщин и скачек, он вел бурную жизнь и надеялся, что его единственный сын пойдет по его стопам. Но этому не суждено было сбыться.
Анри страстно хотел быть похожим на отца. Охота, прогулки с собаками и верховая езда определяли ритм жизни молодого Лотрека. В этот же период появились его первые эскизы и акварели, демонстрирующие зарождающийся талант.
30 мая 1878 года Анри неудачно упал с невысокого стула. Такое падение для любого другого подростка было бы простым досадным эпизодом, но для будущего художника это обернулось трагедией: падение привело к перелому шейки левого бедра. Кости мальчика плохо срастались. Проходили недели неподвижности, врачи и лекарства не могли помочь юному Лотреку. Через год трагедия повторилась - во время прогулки Анри поскользнулся и упал в небольшой овраг. В итоге - перелом шейки правого бедра. Он навсегда останется калекой, к тому же ноги его частично атрофируются и он остановится в росте (рост взрослого Лотрека едва достигал 1,5 метра).
Но Анри не падает духом. Он мужественно и со свойственным ему юмором пытается смирится со своей участью. Лотрек прикованный к постели много рисует и пишет. Талант юноши все более проявляется, и мать понимает, что ее сын будущий талантливый художник. Графиня Адель продолжает возить сына по различным оздоровительным лечебницам. Боли в ногах понемногу уменьшаются. В ноябре 1881 года Лотрек сдает экзамен на степень бакалавра, но вскоре прекращает дальнейшее обучение и принимает решение посвятить свою жизнь живописи.
По совету Рене Пренсто - художника-анималиста и друга семьи, Тулуз-Лотрек в марте 1882 года поступает в мастерскую известного художника Леона Бонна. Мэтр резко заявил юному Лотреку, что его рисунок ужасен, но критика только подстегивает начинающего художника и он с головой погружается в работу. Зимой 1882 года Бонна закрывает свою мастерскую и Лотрек переходит в мастерскую Фернана Кормона. Там Анри знакомится с Ван Гогом, Эмилем Бернаром, Луизом Аквентино и другими молодыми художниками. Между ними завязываются дружеские отношения, но вместе с тем зарождается дух творческого соперничества. Постепенно друзья отходят от традиционного, консервативного стиля, преподаваемого Кормоном. Сначала они увлекаются импрессионизмом, но позже дают себя знать присущие им новаторские тенденции. Период проб и экспериментов в живописи совпадает с изменениями в стиле жизни художника. Лотрек открывает для себя Монмартр, в то время бедный район Парижа, ставший обителью аристократической богемы.
Летом 1884 года Лотрек покидает Парижский дом родителей и перебирается жить на Монмартр, в квартиру молодого художника Рене Гренье, с которым он познакомился в мастерской Кормона. Мать художника недовольна этим решением. Она боится, что без нее сын пойдет по кривой дорожке. Однако Анри часто пишет о том, что ему скучно в барах и он не выходит из дому, много пишет картин и спит. Это немного успокаивает графиню. Отец художника также не в восторге от решения сына, он хотел бы видеть Анри в более приличном районе.
Вскоре выяснилось, что опасения родителей были не напрасны - жизнь художника стремительно менялась. В письмах, написанных весной и летом 1886 года, встречаются обмолвки о пристрастии к алкоголю. Даже пишет матери о ночах проведенных на мостовой.
В конце 19 века Монмартр был центром торговли любовью, здесь также располагались многочисленные увеселительные заведения: кабаре и музыкальные бары. Тулуз-Лотрек открывает там особый мир, до сих пор ему неизвестный и отражает его в своих работах. В письмах он не описывает свои работы, объясняя это тем, что считает свои картины за пределами дозволенного. Доходит даже до того, что художник начинает подписывать свои картины псевдонимом, чтобы не компрометировать свою семью.
Во время последних месяцев обучения у Кормона Лотрек все меньше времени уделяет традиционным темам. Наряду с классической техникой письма он все чаще применяет импрессионистские приемы, оживляющие его рисунок. Прежде всего он выбирает тематику реалистического направления, которая и будет доминировать в его последующих работах: городские гулянья, уличные представления, танцевальные развлечения, цирк, кабаре, театр.
Демократические акценты и смелые образы приведут его в конце концов к отдалению от своего круга. Чем больше Лотрек отдалялся от аристократического круга, тем сильнее проявляется его связь с миром Монмартра, который становится для художника источником вдохновения. В середине 80-х годов жизнь Анри становится в основном ночной. Он постоянно посещает кабаре "Мирлитон", владелец которого - его друг, певец и композитор Аристид Брюан. На протяжении долгого времени с ним находится его первая и, скорее всего единственная возлюбленная Сюзанна Валадон, которая была натурщицей Дега и Ренуара, а позже стала известной художницей.
В "Мулен де ля Галетт", а позже в "Мулен Руж" Лотрек с увлечением наблюдает за развязными па модного в то время канкана. Тогда же он знакомится со звездами эстрады того времени, танцовщицами и его музами - Ла Гулю, Джейн Авриль и Ша-Ю-Као. Художник не пропускает публичных домов Монмартра. Бывает, что он проводит там по несколько недель подряд. Эти ночные похождения также служат для него источником вдохновения. Лотрек рисовал там без передышки, отмечая каждый случай из жизни тамошних обитательниц.
Первая выставка Тулуз-Лотрека состоялась в 1886 году в кабаре "Мирлитон". В мае 1887 году Анри выставил свои работы в Тулузе, в рамках международной выставки, организованной Академией изящных искусств, под псевдонимом Трекло. Но только участие в брюссельской "Выставке 20-ти", где были выставлены одиннадцать его работ, приносит ему подлинное признание. С этого момента Лотрек начинает заниматься своей карьерой художника.
Он не принимает участия в официальных парижских Салонах. Зато выставляется от "Салона Независимых", организованного под девизом "Без оплаты и наград", вместе с такими художниками, как Сера, Синьяк и Писсарро. На шестом "Салоне Независимости" в марте 1890 года Лотрек представляет "Танец в Мулен Руж" и "Мадмуазель Дио за пианино". После многих лет обучения в академическом направлении, все же приходит к авангарду. Но при этом он сохраняет определенную дистанцию от всех направлений, борясь за свою творческую независимость.
К 1891 году формируется неповторимый стиль Лотрека. Он наконец стал художником, работами которого интересуются любители живописи, организаторы выставок и издательства. Даже критика воздерживается от негатива в сторону Тулуз-Лотрека. Художник участвует в выставках на ряду с набидами и представителями других направлений авангарда.
В начале 1896 года парижская галерея Манжи-Жуаян организовывает большую выставку работ Тулуз-Лотрека. Но состояние здоровья художника ухудшается, что заметно сказывается на его творчестве.
Амбасадор
Амбасадор 1892
Образ жизни, который художник вел на протяжении десяти лет, подорвал его и без того хрупкое здоровье. Лотрек все чаще жалуется на слабость. Он становится все более агрессивным и беспокойным. Анри теряет присущее ему юмор и жизнелюбие. Но Лотрек продолжает творить, творить со страстью, даже по ночам, часто сопровождая свою работу бутылкой вина. В таком состоянии он создает около 60 литографий, которые были представлены на выставке, посвященной его творчеству в лондонском зале галереи Гупиля в 1898 году. Художник засыпает прямо во время вернисажа, который удостоил своим присутствием будущий король Эдуард VII.
На протяжении всей зимы он страдает от алкоголизма, ставшего уже хроническим, от бессонницы, галлюцинаций и мании преследования. В марте 1899 года родные помещают Лотрека в психиатрическую клинику под Парижем, в городке Нейи. Пребывание в больнице удручает его. В мае Анри покидает клинику и находит в себе силы для создания альбома "Цирк".
В последующие годы его картины становится все более мрачными и меланхоличными. В этот период с ним рядом находится его дальний родственник Поль Вио, приставленный к нему родными для присмотра за тем, чтобы художник не пил. Весной 1901 года, будто предчувствует свою кончину, Лотрек наводит порядок в своей мастерской, заканчивает эскизы и подписывает все картины, на которых не было подписи.
15 июля он покидает Париж вместе с Полем Вио. Состояние его здоровье ухудшается. У него отнимаются ноги. Мать увозит его в семейное поместье Мальроме. 9 сентября 1901 года художник умирает на руках у матери.
Clip to Evernote

 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 2,8 картине Лодки в Эрета (Моне).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2017