ГлавнаяНовости Статьи
 
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
Врубель
1856 - 1910

Михаил Врубель

Михаил Врубель. Произведения >>
Михаил Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Его отец, Александр Михайлович, поляк по происхождению, был военным юристом. Как и всем военным, семье Врубеля приходилось часто переезжать из города в город: Астрахань, Петербург, Харьков, Саратов и Одесса, где Михаил в 1874 году закончил известную Ришельевскую гимназию. Мать художника, Анна Григорьевна, умерла, когда маленькому Мише едва исполнилось три года.
Через некоторое время отец женился на Елизавете Христиановне Вессель, серьезной пианистке. Мачеха относилась к четырем детям мужа с большим теплом и заботой, она и привила любовь и понимание музыки, которое осталось у Врубеля на всю жизнь.
Врубель рос слабым и хрупким ребенком, начал ходить только в три года. И в зрелом возрасте он был небольшого роста, с непропорциональной фигурой, не любил физических упражнений.
Художественные способности Врубеля проявились уже в раннем возрасте, однако рисование долгое время оставалось только увлечением. Уже в пятилетнем возрасте он увлеченно рисовал, в Петербурге отец водил его на занятия в школу Общества поощрения художеств, в Одессе юный Михаил посещал рисовальную школу Общества изящных искусств. В девять лет Врубель по памяти копировал Микеланджело. Отец художника считал занятия живописью полезным только для общего развития.
После окончания гимназии с золотой медалью, Врубель в 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года он совершил первую заграничное путешествие в Швейцарию, Германию и во Францию с семьей, где служил гувернером.
После отбытия воинской повинности, осенью 1880 года Врубель поступил в петербургскую Академию художеств. Имея университетское образование, он был начитан, владел иностранными языками, неплохо разбирался в философии, увлекался Кантом, хорошо знал литературу, особенно любил Гете.
Голова Демона на фоне гор 1890
Голова Демона на фоне гор 1890
В 1883 году Врубель поступил в мастерскую П.П. Чистякова. Там он подружился с Валентином Серовым и Владимиром фон Дервизом, познакомился с Ильей Репиным, который оказал на него сильное влияние. По совету Репина Врубель начал самостоятельную работу по изучению натуры. Но вскоре взгляды на живопись у Врубеля и его наставника разошлись.
Врубель и Серов были увлечены техникой акварели. Втроем с Дервизом они снимают мастерскую, где пишут обнаженную модель. Врубель считает что именно в акварельной технике рисунок и живопись неразрывны. В эти годы академической учебы Михаил рисует с натуры по 12-14 часов в сутки. Эта суровая школа воспитывает твердую руку и поразительную зрительную память.
В 1884 году профессор А. Прахов по рекомендации Чистякова приглашает Врубеля для выполнения монументальных живописных работ в Кирилловской церкви в Киеве. Всего за год Михаилу удается создать монументальные росписи "Оплакивание" и "Сошествие Святого Духа", а также пишет одного из ангелов в барабане Софийского собора.
В 1884 году Врубель отправился в Венецию изучать памятники византийского и ренессансного искусства. В Венеции Врубель пишет четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви.
Перед отъездом в Венецию Прахов дал Михаилу обещание, что по приезде тот примет участие в росписях Владимирского собора. Но когда художник вернулся, Владимирский собор уже расписывал Виктор Васнецов. Врубель был очень огорчен, оставаться в Киеве он не мог, поэтому отправился в Одессу. В 1887 году художник возвращается в Киев, исполняет там несколько эскизов к отдельным композициям, но они были отклонены строительным советом собора. Участие Михаила в росписи Владимирского собора ограничилось написанием орнаментов.
В Киеве Врубель уже окончательно сформировался как художник, в этот период он впервые обратился к изображению Демона.
Уезжая летом 1889 года из Киева, Михаил Врубель не подозревал, что покидает его навсегда. Попав в Москву, проездом из Казани, где он навещал больного отца, художник остался в ней практически на всю свою жизнь.
В те годы, художника серьезно поддерживала семья Саввы Мамонтова, крупного промышленника и мецената, владельца Русской частной оперы. Быстрому сближению художника с Мамонтовым и его художественным кружком способствовали Серов и Коровин, работавшие в московском доме Мамонтова и его загородном доме. В это время круг художественных интересов Врубеля значительно расширился: художник занимался скульптурой, керамикой, оформлением театральных постановок, дизайном, декоративным панно, архитектурными проектами и чертежами для мебели, росписью балалаек и рисунками для обоев.
В конце 1895 года Михаил Врубель на репетиции оперы "Гензель и Гретель" познакомился с молодой певицей Надеждой Забелой, а летом 1896 года они обвенчались в Женеве.
В том же 1896 году в Нижнем Новгороде открылась Всеросийская промышленная выставка, для художественного отдела которой Мамонтов заказал художнику два панно. "Принцесса Греза" и "Микула Селянинович" - работы представленные Врубелем стали причиной скандала. Приемной комиссией Академии художеств эти произведения были отвергнуты как "не художественные", в ответ Мамонтов выстроил специальный павильон с надписью на крыше "Панно Врубеля", где экспонировались кроме панно еще восемь живописных работ художника и две его скульптуры.
Нижегородский скандал неожиданно принес Врубелю славу, а многообразие работ художника осветило разные грани его таланта.
Следующие пять лет были для Врубеля наиболее счастливыми. Его дружба с Мамонтовым в этот период была особенно теплой. Михаил Врубель был приглашен на постоянную должность декоратора Частной оперы, а его жена - солисткой театра и исполнительницей главных партий в операх Н. Римского-Корсакова.
Принцесса Грёза 1896
Принцесса Грёза 1896
С 1900 года начинает выставлять свои произведения вместе с объединением "Мир искусства", затем с группой "36-ти художников." Однако творчество Врубеля не понятно ни публике, ни его коллегам, поэтому Михаил редко общается с ними и мало посещает выставки.
С 1901 года начались несчастливые годы в жизни Михаила Врубеля. 1 сентября у художника родился сын, которого назвали Савва. У ребенка был врожденный дефект "заячья губа", воспевавший красоту Врубель был поражен до глубины души и видел в этом недобрый знак. Чтобы отвлечься от житейских горестей художник целиком посвящает свое время работе над знаменитым "Демоном", однако залечить душевные раны творчеством не удалось, и вскоре у Врубеля случился сильнейший приступ психического расстройства. В 1902 году В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь - сухотка спинного мозга, которая могла привести к душевной болезни. Художнику приходится пройти лечение в клинике.
В 1903 году, когда состояние душевного здоровья Михаила улучшилось, семья Врубеля переезжает в Киев. Но именно в Киеве случилась трагедия, окончательно подорвавшая психическое здоровье художника: умирает его сын Савва. Потерявший рассудок Врубель вновь попадает в клинику и в последствие почти не покидает ее стен. До 1906 года в краткие моменты просветления мастер создает поистине замечательные произведения.
Уже в эти трагические годы к художнику наконец пришло признание, но было слишком поздно. О художнике и его картинах взахлеб писали символистские журналы "Весы" и "Золотое Руно", петербургская Академия художеств присвоила ему звание академика. В 1906 году на русской выставке в Париже, организованной С. Дягилевым, работам Михаила Врубеля был отведен целый зал. В том же году художника перевезли в Петербург в известную клинику доктора Бари. Чтобы быть ближе к мужу, Надежда Ивановна перешла на работу в Мариинский театр. Врубель стремительно терял зрение, о занятиях живописью не могло быть и речи. Теперь только музыка могла скрасить его жизнь: жена ежедневно приходила в клинику и исполняла фрагменты из его любимых оперных партий. После пяти мучительных лет безумия и слепоты 1 апреля 1910 года Михаил Врубель умер в петербургской клинике доктора Бари. Он убил себя сознательно, открыв окно в сильный мороз, результатом чего стала простуда, осложненная воспалением легких, перешедших в скоротечную чахотку, повлекшую летальный исход. Похороны состоялись 3 апреля на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.
Clip to Evernote

 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 2,3 картине Воскресение (Мантенья).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2017