ГлавнаяНовости Статьи
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке

Словарь.


"4 искусства" - общество художников включало П.Кузнецова, М.Сарьяна, К.Истомина, Остроумову-Лебедеву, скульпторов В.Мухину, А. Матвеева и отстаивало высокий профессионализм художественного творчества.

А

Абстракционизм - (англ. abstractionizm, от лат. abstractus - отвлеченный) - течение в искусстве 20 века, в котором произведение основано на геометрической форме, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Выделяют геометрическую абстракцию на правильный конфигурациях и лирическую абстракцию, в которой композиция состоит из свободных форм.
Автоматическое письмо - письмо под влиянием бессознательных импульсов.
Айван(араб.) - навес, терраса или галерея с плоским балочным перекрытием на колоннах или столбах.
Амарна - от обитавшего в Среднем Египте племени бени-амарна.
Акведуки - многоярусные каменные мосты со свинцовыми и глиняными трубами внутри.
Ампир - (фр. empire-империя) - стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети 19 в., завершающая фаза классицизма.
Амфитеатр - архитектурная форма римского театра, в котором ступенчатые ряды зрительских мест распологались элипсом вокруг занимавшей центральное место сцены или арены.
Амфора - двухручный сосуд с яйцевидным туловищем и сужающейся горловиной.
Аналитический кубизм - 1909-1912гг. Форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углами плоскости.
Анимизм - (от лат. anima,animus - душа, дух) - вера в существование души и духов.
Анфилада (фр.enfilade, от enfiler - нанизывать на нить) - ряд последовательно размещенных друг за другом помещений, дверные проемы которых расположены по одной оси.
Арабеска - (от фр. arabesque - арабский) - разновидность орнамента, состоящего из геометрических фигур, завитков, стилизованных цветов.
Ар-деко - стиливое движение в США и Европе, стремящиеся к обновлению форм, выбравшее приемы эклектики, национальной романтики, неоклассицизма, ар - нуво и протофункционолизма. Приемы ор-деко - геометричность объемов, плоскостность фасадов, отсутствие карнизов и других членений по вертикали, лаконизм интерьеров, скругленные углы.
Арена - (от лат.arena, буквально - песок или морской берег) - круглая или овальная площадь, высыпанная песком, в центре амфитеатра зрелищных зданий.
Аркатурно-колончатый пояс - декоративный фриз в виде ряда небольших одинаковых глухих арок.
Аркады - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.
Аркбутаны - (фр. arcboutant - опорные арки) - наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа.
Архивольт - (ит. archivolto - обрамляющая дуга) - элемент архитектурного декора, окаймляющая проем арки.
Архитрав - первая балка, лежащая непосредственно на капители колонны и поддерживающая остальные балки и крышу.
Ассист - штрихи, лучи, исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою, симвал духовного света.
Атрий (лат. - помещение, почерневшее от копоти) - главное помещение римского дома.
АХРР(с 1928г. - АХР) - ассоциация художников революционной России, целью которой было претворение в реалистических формах, понятных широким массам трудящихся, революционной действительности.

Б

Базилика - (греч. - царский дом) - у римлян торговый или судебный зал.
Баптистерий - (греч. baptisterion - купель) - помещение для крещения. В эпоху раннего Средневековья в связи с необходимостью массовых крещений баптистерии строились отдельно от церкви. Обычно баптистерии строились круглыми или гранеными и перекрывались куполом.
Барбизонцы - школа французских художников-пейзажистов, работавших на пленэре в окрестностях деревушки Барбизон.
Барокко (ит.barocco, букв. вычурный) - художественный стиль в архитектуре и прикладном искусстве 17-18 вв., отличающийся декоративной пышностью.
Баухауз (bauhaus) - высшая школа строительства и художественного конструирования в Веймаре (Германия), просуществовавшая с 1919 по 1933 гг.
Бисквит (фр.biscuit) - белый неглазурованный матовый фарфор, служивший для изготовления скульптуры, декоративных моделей, рельефов на посуде и вазах.
Бит-Хилани - (дом-галерея) здание с портиком между башнями или выступами, под которым распологается балкон или галерея.
Бодегон(от исп. bodegon - съесная лаквка, трактир) - картина, имеющая жанровый характер.
Боди арт (англ.body art - искусство тела) - возникло в 60х,годах 20 века, течение художественного авангарда, в котором тело служит объектом творчества: покрывается краской, гипсом, надрезается.
Бодхисаттва - в буддийской мифологии существо, достигшее высшего духовного совершенства, готовое к уходу в нирвану, но остающееся в мире, чтобы спасать людей.
Брахма - творец мира. Рай Брахмы находиться на вершине мифической горы Меру, символизирующей ось мира, его место на севере Гималаев, вокруг горы течет священный Ганг.
Бровка - декоративный элемент в виде выступающего полукруглого валика над окнами.
Булевтерий (греч.buleuterion) - место заседаний в буле (государственном совете города).

В

Варны - группы, различающиеся по степени ритуальной чистоты, связанные внутрегрупповыми браками, совместной трапезой и ритуалом.
Венок капелл - несколько капелл, выделенных апсидами и расположенных полукругом в восточной части храма.
Веркбунд (нем. werkbund) - производственный союз, в состав которого вошли промышленники, архитекторы и художники, их цель была реорганизация строительства и художественных ремесел на современной промышленной базе.
Вимперг (нем.wimperg) - высокий декоративный фронтон стрельчатой формы, расположенный над порталами или окнами с наружной стороны.
Витраж (фр.vitrage - застекление) - это произведение из стекла, воспринимаемая на свет и выполненая в разной технике.
Вихара (санскр. - хижина, убежище) - в раннем буддизме, место встречи странствующих монахов.

Г

Галерея королей - скульптурный фриз, которым украшали нижние ярусы готической церкви, включая изображения святых пророков, царей Ветхого Завета.
Ганч - среднеазиатское название вяжущего материала, получаемого обжигом камневидной породы, содержащей гипс и глину.
Гарбхагриха (санскр. - чрево храма) - в средневековом индуистком храме внутренняя часть кубического святилища.
Гаруда - вахана (перевозчик) Вишну, одного из трех главных богов индуизма, представляет собой человека-орла.
Гимнасий - помещение для физических упражнений, включавшее просторный двор, окруженный колонными залами с бассейнами.
Гипостиль (от греч. hipo и stilos - поддерживаемый колоннами) - многоколнный зал.
Гирих (перс. узел) - в мусульманском искусстве Среднего Востока - сложный геометрический орнамент.
Глиптика (от glipho - вырезать) - искусство резбы на драгоценных камнях, стекле, слоновой кости. Резные камни с выпуклым изображением - геммы, служили амулетами и оберегами.
"Гонтовый стиль" - стиль загородных построек в США, на традициях которого основано творчество Ф.Л.Райта.
Гопурам (санскр.) - прямоугольная в плане, высокая башня, в форме вытянутой кверху усеченной пирамиды.
Горельеф - высокий рельеф, у которого изображение более чем на половину возвышается над поверхностью.
Гостинный двор - ряды лавок, торговых помещений и складов, объедененные крытыми галереями, а иногда общей кровлей.
Граттаж (фр. grattage - процарапывание) процарапывание красочного слоя.
Гризайль - живопись по стеклу, выполняемая оттенками одного цвета.
Гульбище - открытый обход с перилами, окружающий здание обычно на уровне перекрытий в подклете.
Гун-би (кит. - тщательная кисть) в китайской живописи манера, основаная на тончайшей графической проработке диталей.

Д

Дадаизм (от фр.dada - конек, детская деревянная лошадка) - литературно-художественное интернациональное движение возникшее в 20-х.гг. 20века одновременно в Нью-Йорке и Цюрихе. Это движение вошло в историю мировой культуры как бунтарское направление с необыкновенной разнообразностью проявлений и отрицанием всякого эстетического смысла.
Движки (оживки)- светлые мазки, подчеркивающие выпуклые части рук и лица.
Деконструкция - означает освобождение от европейской культурной традиции. Декнструкция не создает новые концепции, а использует новую стратегию для рассмотрения уже имеющихся объектов культуры.
Десюдепорт(от фр. dessus - верх) - живописная, скульптурная или резная композиция декоративного характера, расположенная над дверью и являющаяся частью интерьера.
Диптер - тип храма со сдвоенным рядом колонн по периметру постройки.
Диптих (греч. diptichos -двойной) двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на створках.
Дольмен (от бретон. tol - стол, men - камень) - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой.
Домус - осбняк для одной семьи, представлявший собой одноэтажное здание с атрием и перистилем.
Донжон (фр. donjon - башня) - в средневековом укрепленном замке главная башня, стоящая внутри крепостных стен и не связанная с ними.
Дотаку (яп.) - ритуальные бронзовые колокола суженные кверху цилиндры, увенчанные широкими петлями с фигурными выступами, стенки которых разделены на квадраты, заполненные графическими изображениями.
Доугун - в средневековом зодчистве Китая конструктивно - декоративная система расписных и покрытых лаком многоцветных деревянных кронштейнов, поддерживающих перекрытие.
"Дянь" - одноэтажный прямоугольный в плане павильон, разделенный внутри столбами на три нефа, паралельные фасаду.

З

Закомара - полукруглое или килевидное завершение верхней части стены, соответствующее форме лежащего за ней свода.
Звериный стиль - стилизованное изображение реальных и сказочных зверей и птиц.
Зиккурат (аккадск.) - в архитектуре Двуречья и Элама храмовая башня. Зиккурат воплощал идею возвиличивания божества, обитающего на горе, также служил для астрономических наблюдений.

И

Изразцы - керамические плитки для облицовки стен.
Импрессионизм ( от фр. impression- впечатление) - направление в искусстве конца 19 начала 20 века, представители которого стремились наиболее естественно передать свои мимолетные впечатления, изображая мир в его изменчивости и подвижности.
ИНКУХ - институт художественной культуры 1920 - 1924 гг.
Инсталляция - (англ.installation - установка) - пространственная композиция, которая создается из различных фрагментов, материалов, предметов. При этом вещи освобождаются от первичного смысла и выступают в символической форме.
Инсула (лат.- остров)- отдельно стоящий дом, предназначенный для сдачи квартир в наем.
Ислими (тюрк.перс.) - в средневековом искусствемусульманских стран вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали.

К

Какэмано - вертикальный свиток, предназначенный для украшения парадных комнат.
Канопа - урна для хранения пепла после соженния трупа.
Капелла - (позднелат. capella -часовня) - помещение в храме, посвященное какому-либо святому или предназначенное для молитв знатного семейства, а также для хранения реликвий.
Караваджизм - художественное направление в западноевропейской живописи 17 века, воспринявшее в искусстве Караваджо прежде всего интерес к передаче бытовых сюжетов, простинародность, живописные приемыосвещения, создающее напряжение и драматизм переходов от света к тени.
Карниз - венчает антаблемент и выдается вперед по сравнению с другими нижележащими частями ордера, является архитектурным образом кровли.
Картуш (фр.) -орнамент в виде завитка или свитка.
"Каталонский модернизм" - название испанского варианта модерна.
Кацуочи - короткие брусья, положенные поперек конька крыши.
Кессон (фр.caisson - ящик) - квадратное или многоугольное углубление в промежутках между балками горизонтального перекрытия или ребрами свода, улучшающее акустику.
Киворий - алтарная сень, поддерживаемая колоннами.
Килик - плоская чаша на подставке, из которой пили вино.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль в искусстве 17 - начала 19 в., характеризующиеся обращением к античным образцам как идеальным в эстетическом отношении, строгой иерархией жанров, обязательным соблюдением канонов при создании художественного произведения.
Клафт - головной убор египетских фараонов, обычно полосатый с длинными концами, спускающимися на плечи.
Клеймо - в иконописи небольшая законченная композиция с самостоятельным сюжетом, распологающаяся вокруг средника.
Кокошник - ложная закомара. Представляет собой полукружие с килеобразным возвышением в центре. Кокошник распологается на стнах, сводах, у основания шатров и барабанов глав церковных зданий.
Коллаж - композиция, материалы которой могут принадлежать к разным художественным сферам.
Кондо (яп.- золотой зал) - главный храм буддийского комплекса, содержавший иконы, статуи, настенные росписи.
Конструктивизм - направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне, сложившееся в 1910х. гг. Основные проявления конструктивизма: монументальность произведений,строгость и геометричность форм.
Контррельеф (от лат. contra - против и фр. relief - выпуклость) - рельеф, углубления которого являются негативными по отношению к выпуклому рельефу.
Контрфорс (фр. contreforce - противовес) - устой или выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию.
Конха (фр. konhe - раковина) - перекрытие в форме купола.
Концептуализм - направление в авангардном искусстве возникшее в 60е годы 20 века, принципы которого выражались в отказе от традиционных средств художества. Использовались фрагменты знаковых систем: обрывки текста, фотографии, аудио- и звукозаписи, чертежи, формулы, таблицы, направляющие к отсутствующей реальности, знаками которой они являются.
Кратер - большой, широкий сосуд для смешивания воды и вина.
Крестоцвет - в готической архитектуре завершение фронтов и башен в виде цветка, с одной или двумя парами горизонтальных ответвлений от центра столба.
Крипта (греч. kripte - крытый подземный ход, тайник) - полуподвальное или подземное помещение в храме, распологающиеся под восточной частью базилики, служившие для хранения храмовых сокровищ и для захоронеия святого.
Критический реализм - направление в искусстве, возникшее в середине 19 в., ориентированное на изображение повседневной жизни, обличение несправедливости социальных отношений.
Кром - древнерусское название кремля или части города, окруженного его стенами.
Кромлех - мегалитическое сооружение культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов.
Ксилография - гравюра на дереве, когда печатная форма отпечатывается способом высокого оттиска - с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской.
Ксоан (греч. xoanon) - архаическая скульптура из дерева.
Кубизм - возник в 1907г. Одно из постимпрессионистских направлений, представители которого стремились создать самостоятельную реальность, преодолевшую эволюцию за короткий срок. Характерной особенностью картин являлось преобладанию в них граней и кубообразных форм. Основатели - Брак и Пикассо.
Куфи (араб.) - общее название группы ранних арабских почерков, которые отличаются прямолинейными и угловатыми начертаниями букв.

Л

Левкас - грунт из мела или алебастра, размешанного на животном или рыбьем клее.
Лекиф - узкий кувшин, в который наливали масла или благовония.
Лессировка - один из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачной и полупрозрачной краски.
Либерти - итальянский вариант названия модерна.
Литография - (греч. lithos - камень и grapho - пишу) вид тиражной графики, при котором оттиски выполняются переносом краски под давлением с плоской поверхности камня.
Лицевые подлинники - собрание просрисей (образов).
Личное письмо - изображение лиц и других открытых частей тела.
"Лоу" - многоэтажое здание с обходными галереями.
Лэнд-арт - (англ. landart - искусство земли) - течение возникшее в 60-х гг. 20 века, суть которого в преобразовании ландшафта, для чего создаются насыпи, борозды, рвы.
Люкарна - (фр. lucarne)- оконный проем в скате крыши или куполе.
Люнет (фр. lunette- лунка, отверстие) - арочный проем в стене или своде в виде полукруга или сигмента, с окном или без.
Люстр - пигмент с характерным металлическим золотистым отблеском зеленых, красновато-коричневых и лиловых тонов, являющийся результатом вторичного востановительного обжига специального красочного состава, включающего окиси серебра или меди, наносившегося поверх уже обоженной оловянной глазури.
"Лян" - галерея.

М

Мавзолей - была воздвигнута в середине 4 в.до н.э. в Галикарнасе усыпальница для царя Карии Мавсола.
"Макароны"- прямые и волнистые линии неясного назначения на стенах палеолитических пещер, выполненые пальцами по сырой штукатурке.
Мандала (круг, диск) - один из сакральных символов в буддийской мифологии. Мандала представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом, в этот квадрат вписан внутренний круг, по середине каждой из сторон квадрата Т-образные ворота, продолжающиеся за пределы квадрата, в центре внутреннего круга - символическое изображение.
Маньеризм - направление в искусстве Европы 16 века, представители которого отошли от ренесансной гармонии восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы.
Мастаба (араб. каменная скамья) - наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами, возведенными над подземной погребальной камерой.
"Мацу" - сосна, омоним глагола ждать. "Волны"- метафора слез. Сосна и волны - образ ожидающей возлюбленного девушки.
Мегалит (греч. большой камень) - сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней. Мегалиты делятся на дольмены, менгиры и кромлехи.
Медресе (араб. - место учения) - в средневековой мусульманской архитектуре здание с функциями религиозной школы.
Мезолит (от греч.mesos - средний, и lithos- камень) - средний каменный век от 10го до 5го тыс. до н.э.
Менады - (греч. - безумствующие) спутницы бога Диониса, которые во время культовых действий в безумном танце носились по лесам и горам.
Менгир - мегалитическое сооружение. Вертикально врытый в землю длинный камень от 1 до 20 метров. Ряды менгиров образуют длинные аллеи.
Метаболизм - японский вариант рационалистической архитектуры, возникшая как преодоление ориентации архитектуры на Запад. Строительство рассматривается как метаболический процесс, т. е. процесс постоянного обновления.
Метопы - пустое пространство между балками, позднее заполнявшееся тонкими, пропускающими свет алебастровыми плитами.
Меццо-тинто или черная манера - специальным инструментом на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает шероховатость и при печати получается глубокий бархатистый тон. Рисунок выглаживается и шлифуется. При этом, чем сильнее выглаживается доска, тем слабее к ней пристает краска, в оттиске эти места оказываются более светлыми. Впервые в этой технике гравюра была выполнена в 17 веке.
Мечеть - название мусульманских культовых зданий или помещений предназначенных для молитвы.
Минал - тончайшая живопись мягкоплавкими эмалевыми красками, которые наносились на непрозрачную оловянную глазурь. Контур рисунка обводился черной линией.
Минбар - возвышение для проповедника, имеющая вид высокого кресла на постаменте с крутой лесенкой, обшитой резными панелями.
Минимализм - произведение из различных материалов простых геометрических форм и больших размеров. Также имеет названия "азбучное искусство" и "первичные структуры".
Минос - в греческой мифологии могущественный царь Крита и прилегающих островов, сын Зевса и Европы, приказавший Дедалу построить лабиринт для Минотавра.
"Мир" - группа объеденила конструктивистов во главе с Гари Файфом.
Михраб (араб. святилище) - у мусульман воткнутое в землю копье указывало место и направление (кублу) молитвы. В культовых зданиях ислама священная плоская арка или ниша в стене,вглящийся должен повернуться лицом.
Моногатари (яп.) - повесть.
Мортирий - тип поминальной постройки.
Мусейон (греч.- место пребывании муз) - научное учреждение, где на ряду с изучением филологических принципов, занимались астрономией, математикой, зоологией и ботаникой.
Муэдзин (араб. - взывающий) - служитель мечети.

Н

Нартекс - западное разделение храма, изолированное от основного помещения.
Насх - (араб переписка) - в арабской каллиграфии один из видов курсивного письма.
Натюрморт - (фр.nature morte) мертвая природа. Изображение неодушевленных предметов.
Необрутализм - направление в архитектуре, основанное на использовании массивных открытых конструкций нешлифованного бетона и материалов с крупной текстурой.
Неолит (греч. neos - новый и lithos- камень) - новый каменный век, длившийся с 8 по 3 тыс. до н.э; период перехода от присваивающих видов деятельности - охоты и собирательства - к производящим (земледелие и скотоводство).
Неф (лат.navis - корабль) - вытянутое по оси запад - восток прямоугольное в плане помещение храма.
Нимфей (букв.- убежище нимф) - многоуровневая надстройка с нишами и бассейном.

О

Обелиск - памятник, сооружение в виде суживающегося кверху столба.
Одигитрия (греч. hodegetria от - hodos - путь) - иконографический тип изображения Богоматери с младенцем на левой (иногда на правой) руке.
Оранта (лат.orans, orantis- взывающая) - персонаж с воздетыми вверх руками.
Ордер - строй, порядок, в архитектуре представляет собой художественно - архитектурный образ стоечно - балочной конструкции и состоит из опоры, несущей и несомой части.
Орнамент ( лат. ornamentum - украшени) - узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно - геометрических или изобразительных элементов.
Ориентальный стиль - изображения стилизованных животных, спиралей, пальметок, розеток.
Офорт - вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаються травлением металла кислотами. Процарапанные углубления заполняют краской и покрывают доску увлажненной бумагой, получая оттиск на специальном станке.
Охрение ликов - прием постепенного высветления деталей лица и открытых частей тела многократными прописками по санкирю, по ровному основному тону.

П

Паволока - кусок ткани, наклеенный на поверхность средника.
Пагода - (португ.) - в буддийской архитектуре многоярусная мемориальная башня - реликварий.
Палаты (лат. palatum - дворец) - богатые жилые каменные или деревянные постройки с большим количеством помещений.
Палеолит - древнекаменный век, продолжавшийся от 20ти млн. лет назад до 10 тыс. лет до н.э.
Палетка - (от фр. palett - пластинка, планка) - немного вогнутая деревянная или каменная пластинка для растирания и смешивания красок. В Древнем Египте палетки со временем применятся использоваться не по назначению и создаются для ритуальных обрядов. Полетка со обеих сторон покрыта изображениями, делящимися на регистры. Лицевой счается сторона с углублением.
Палладианство - направление в рамках классицизма 17-18 вв. развивавшее принципы заложенные в творчестве Палладио: строгая упорядоченность, необычайная гибокость композиционных приемов и ордерных систем.
Панафинейские вазы - для вручения победителю на играх 7в.
Пандус (фр. pente douce - пологий склон) - наклонная поверхность, замещающая лестницу.
Параноико - критический метод теоритическая система, которую начиная с 1929 года разрабатывал Сальвадор Дали, определяя ее как "спонтанный метод иррационального познания, основанный на систематической и критической ассоциациях и бредовых интерпретациях". Целью метода являлось соедиение бреда с критическим элементом, направленным на его конкретизацию.
Паруса - части купольного свода в виде вогнутых сферических треугольников.
Парсуна (иск. "персона") - портрет, написанный на доске темперой.
Пергола (ит. pergola - пристройка, навес) - беседка или сооружение, состоящее из поставленных друг за другом арок или парных столбов, связанных поверху между собой деревянных обрешеток, обсаженное вьющемися растениями, распологающимися вдоль дорожек парков и садов.
Периптер (греч. храм внутри зала) - прямоугольное сооружение, с четырех сторон окруженная колоннадой.
Перистиль (греч. - окруженный колоннами) - окруженный с четырех сторон крытой колоннадой прямоугольный двор.
Перформанс - это искусство действия, в нем главное происходящее, а на произведенное.
Петроглиф - изображение,высеченое, выбитое или процарапанное на камне.
Пилон (греч.-вход, ворота) - в архитектуре Древнего Египта монолитное трапецевидное сооружение с символико - мифолокическими композициями и вертикальным прямоугольным входом.
Пилястр - плоский вертикальный выступ стены, повторяющий соответствующего ордера, колонну в основных пропорциях и формах фасада, выступает из стены на четверть своей ширины.
Пинакль - декоративная башенка, завершенная остроконечной пирамидой, увенчивающая контрфорс или другой архитектурный элемент церкви.
Пинакотека - хранилище картин - пинак, принесенных в дар богине Афине.
Пифос - большой яйцевидный сосуд для хранения зерна, обычно вкапывающийся в землю.
Плавь - прием исполнения личного письма, для которого характерен плавный переход от светлых частей к темным.
Пленэр ( фр. plein air, букв. - открытый воздух) - живопись на открытом воздухе, передающая рефлексы, цветовые переходы, наблюдаемые на открытом воздухе.
Плинфа - плоский широкий кирпич.
Подклет - нижний этаж деревянного или каменного дома. С внешней стороны ничем не выделяется, служит для хранения продуктов и хозяйственных вещей. В церкви - для хранения имущества.
Подлинник иконы - специальные руководства для иконописца, подразделявшийся на "лицевые" и "толковые".
Полива - слой глазури на поверхности керамики, полученный поливкой изделий жидкой глазурной массой с последующим обжигом.
Поп-арт - впервые этот термин использовал английский художественный критик Лоуренс Аллоуэй, применительно к американским художникам конца 50х годов 20 века. Для поп-арта характерна массовизация творческого процесса, работа "бригадным" способом, использование имитаций-муляжей.
Поребрик - вид орнаментальной кирпичной кладки, уложенной под углом к наружной плоскости стены.
Портик - крытый проход, образованный колоннами и расположенной параллельно им стеной.
Постимпрессионизм (фр. после импрессионизма) - собирательное наименование нескольких направлений французского искусства конца 19 в - начала 20, не принимавших принимавших импрессионистского стремления передать сиюминутные впечатления действительности.
Постмодернизм (англ. postmodernism) - постсовременный. Термин был введен в 30е годы 20 века для обозначения литературы, идущей на смену литературе модернизма.
Прерафаэлиты - группа английских живописцев и поэтов середины 19 века.
Примитивизм (от лат. primitivus - первый, самый ранний) - направление в изобразительном искусстве, конца 19 начала 20 вв., для которого характерно сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы первобытного и традиционного искусства.
Прясло - часть стены сдания от одного членения - пилястры или лопатки - до другого.
Пуантилизм (от фр.pointiller - писать точками) письмо раздельными четкими мазками в виде точек или мелких квадратов, наносимых чистыми красками в расчете на оптическое смешение в глазах зрителя.
Пунктирная манера - как самостоятельная техника появилась в Англии во 2ой половине 18 века. Рисунок состоящий из комбинаций сгущенных или разреженных точек, наноситься на покрытую лаком доску специальными иглами, после чего протравливается.

Р

Реализм (от позднелат. realis - действительный) - в искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Реди-мейд (англ. ready-made - готовый) - один из распостраненных приемов искусства, состоящий из экспонирования предметов промышленного изготовления. Первым применил Марсель Дюшан.
Рельеф - один из видов скульптуры, в отличии от круглой скульптуры, расположенный на плоскости и ориентирующийся на нее.
Рибат (араб.) - связка, веревка, привязь, место отдыха лошадей. В архитектуре ближнего Востока пограничное или дорожное укрепление.
Ризалит (от ит. rizalita - выступ) - часть здания, выступающая за основную линию фасада, обычно расположенна симметрично по отношению к центральной оси.
Ринпа или новый Ямато-э - стиль, главной темой которого является природа, показанная через призму поэтического произведения.
Рококо - от орнаментального мотива рокайль(фр. осколки камней, раковины)характерный для рококо мотив орнамента в виде раковины.
Руст - грубо оттесанный камень.
Рустика - кладка, облицовка стен здания грубо околотыми с наружной стороны камнями.

С

Сакральное (от лат.sacer - посвещенное богами, священное) - святое, священное, отнасящееся к религиозному и ритуалу, противостоящее обыденному, обыкновенному.
Санкирь - темный тон основы, с которой начиналась прорисовка открытых частей тела.
"Санкт-Петербург" - группа создана в 1964 году. Включала Михаила Шемякина, Владимира Иванова, Анатолия Васильева и др. Они изучали культовые корни произведений искусства доколумбовой Америки, Древнего Египта и добивались синтеза многих элементов в то, что они называли метафизическим синтезом.
"Северный модерн" - один из видов модерна, возникшего в Финляндии и скандинавских странах, для которого характерно использование бревенчатого сруба, применение грубо околотой каменной облицовки цоколей и стен, упрощение объемов и тяжеловестность пропорций зданий.
Сезанизм - направление в живописи 20в., характерным для которого являются приемы, своейственные художественной манере Поля Сезана: использовани контрастных цветов, создание геометрических форм, обладающих объемом.
Сезанновский кубизм - в картинах этого периода массивные объемы схожи с формами негритянской пластики.
Сентиментализм (от фр. sentiment - чувство) - течение в европейском и американском искусстве 2 пол. 18 - начала 19 века.
Сердаб - святилище в гробнице для заупокойных статуй умершего.
Сецессион - название объединения художников, архитекторов и дизайнеров, возникшее в Мюнхине, Берлине, Вене. Наименование стиля модерн в Австрии.
Сё-и (кит. - выражение идеи) - в живописи Китая - творческая манера, отличающаясы живописностью лаконичного рисунка, позволяющая зрителю домыслить то, что не дописано.
Синдэн - тип жилого дома. Прямоугольное в плане однозальное главное здание, обращенное южной стороной к площади, а с востока и с запада обрамленное галереями.
Синтетический кубизм - художественная манера, в которой изображение синтезируется из графических знаков, мазков краски, обрывков газет, наклеек. Просуществовал с 1913 по 1914г.
Соц - арт - направление в искусстве СССР в 70е гг., в котором использовались знаки советской культуры, которые подвергались десокрализации с помощью иронического обыгрывания.
Сплющенный рельеф - вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в наименьшей степени и сближенны до предела пространственные планы.
Сталактиты - декоративные конструкции из нависающих один над другим рядов гипсовых, деревянных или керамических призматических объемов с нишеобразным вырезом.
Стамбха (санск.) - буддийская или индуистская отдельно стоящая мемориальная колнна, капитель с символическими скульптурами.
Станковая живопись - род живописи, произведения которого имеют стамостоятельное значение
и воспринимаются независимо от окружения. Основная форма станковой живописи - картина, отделенная рамой от окружающей обстановки.
Стаффаж - второстепенные изображения заднего плана.
Структуализм - направление в голандской архитектуре 70х годов 20 века, в центре которого идея "археформ", образующих основу объективных формальных структур.
Стук - искусственный мрамор, материал для отделочных работ в интерьере, изготавливается из обоженного гипса и толченного мрамора с примесью клея, извести и квасцов.
Ступа (санскр. - макушка, землянной холм) - культовое символическое и мемориальное монолитное сооружение полусферической формы.
Суггестивность (от лат. suggestio- внушение, намек) - активное воздействие на воображение, имоции, подсоздание зрителя.
Супрематизм (от лат. supremus -наивысший) - направление в авангардском искусстве России, основанное в 1913 г. Казимиром Малевичем, разновидность геометрическаой абстракции.
Суфизм (от араб. суф - грубая ткань, одежда аскета) - исламский мистицизм, возникший в 10-12 вв. Для суфизма характерно учение о постепенном приблежение через мистическую любовь к слиянию с Богом, что создавало возможность выражения этой любви с помощью искусства.
Сфинкс (греч. sphinx) - фантастическое существо с телом льва и головой человека. В Древнем Египте символическое олицетворение мощи фараона. Сфинкс охраняет пирамиды и их тайны.
Сфумато (ит. sfumato - затушеванный, исчезающий как дым) - нежный полусвет с мягкой гаммой молочно-серебристых, голубоватых тонов, которые размывают линию, делают ее нечеткой.
Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхрационализм) - направление в литературе и искусстве, сложившееся в 20х годах 20 века.

Т

Таберна - лавка ювелира или золотых дел мастера, которая помещалась между внутренними и внешними стенами дома. Арендовавший таберну ремесленник или торговец жил со своей семьей на антрисолях над таберной.
"Тай" - надвратная беседка на высоком каменном цоколе.
Ташизм (от фр.tach - пятно) течение в послевоенном абстракционизме Западной Европы, в котором произведения создаются быстрыми, не фиксируемыми сознанием движениями руки.
Тенеброзо (ит.) - живопись с отчетливым контрастом светлого и темного и сильными бликами.
Термы (греч. - горячие бани) - семейные и общественные бани, отопительная система, которых находилась внизу, имевшие несколько отделений.
Тимпан - углубленная часть стены треугольного полуцеркульной или стрельчатой формы.
Токонома - ниша в интерьере чайного дома или главной комнате жилого дома, предназначенная для свитка живописи или каллиграфии и сосуда с символическим букетом.
Толковые подлинники - содержали словесное описание, руководство для иконописца. Часть подлинника иконы.
Толос - архитектурное сооружение с колонным залом внутри, использовалась в культовых целях.
Торана (древнеинд.) - каменные вороте с резными рельефами.
Тотальное искусство - понятие, которое означает стирание граней между искусством и реальностью. Формами являются лэнд-арт, перформанс, хеппенинг.
Тотемизм - вера в сверхъестественную связь человека с определенным животным, предметом или явлением природы.
Травея - пространственная ячейка нефа, ограниченная четырмя устоями несущими свод.
Трапезная - одно из основных сооружений христианского монастыря, включавшее зал для совмесных трапез монахов, церковь и подсобные помещения.
Триглифы - это перенесенные в камень три ребра потолочного перекрытия, раньше сооружавшегося из дерева.
Трилит - мегалитическая конструктивная ячейка, состоящая из трех камней, двух вертикальных и лежащего на них горизонтального.
Тримурти - "триединый образ", символ творения, существования и гибель мира. Тримурти - трехголовое божество Брахма, Шива, Вишна.
Триумфальная арка - архитектурное сооружение, устанавливаемое после успешного военного похода на дорогах и площадях с одним или тремя проездами, с аттиком, на котором в колеснице изображался полководец, в честь которого возводилась арка.

У

Укие-э (яп.) - повседневный бренный мир.
Ушебти - фигурки магического назначения, помещаемые в погребальную камеру, играли роль ответчиков при погребенном, выполняли за него работу на загробных полях Осириса. Изготовлялись в виде мумий или людей с орудиями труда.
Урей - воплощение богини Уто - хранительницы Ра и фараона в образе извергающей яд и пламя змеи.

Ф

Фаюмский портрет - серия портретов религиозно-культового назначения, получивших название по месту первой находки в оазисе Фаюм в Египте в 1887 г. Они выполнялись в технике восковой живописи на доске или полотне и являлись заупокойными портретами, которые вставляли в бинты мумий на место бинта.
Французский классицизм 17в. в лице представителя Н.Буало находился под влиянием рационализма Декарта и в качестве основного принципа для всякого художественного произведения ставил разум, более точно, рассудок и даже здравый смысл и тем самым исключал всякую фантазию и требовал торжества идей и долга над чувственными стремлениями в человеке.
Фриз - средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом, представляет собой горизонтальную полосу, часто богато декорированную.
Фроттаж - натирание. На рельефную поверхность кладется бумага и натирается графитом, в результате чего получается случайный и неожиданный рисунок.
Футуризм (от лат. futurum - будущее) - литературно-художественное направление начала 20 века в Италии и России. Для футуризма характерно презрительное отношение к прошлому, воспевание индустриализма, техники с ее высокими скоростями. В 20-30е годы итальянский футуризм развивался в таких формах, как "мехоническое искусство" и "аэроживопись".

Х

Хай-тек - направление образованное из двух терминов high stile - высокий стиль и technology -технология, стал употребляться после 1987 года.
Ханива (яп. - глиняный круг) - тип древней японской погребальной керамической пластики.
Хармика - в буддийской ступе небольшая квадратная надстройка над основный объемом ступы, в которой храниться прах будды или бодхисатвы.
Хасты и мудры - положение рук и пальцев, имеющее символическое значение.
Хеб-сед - праздник 30ти летия правления фараона, ритуальное действие, которое должно было придать фараону дополнительную жизненую силу, впоследствии не связанное с определенным сроком правления фараона.
Хиазм (греч. chiasmos - крестообразное расположение) - изображение стоящей человеческой фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу, поднявшемуся бедру соответствут опущенное плечо, опущенному бедру - поднятое плечо.
Хоры - верхняя западная открытая галерея, балкон внутри церкви, предназначенном для знати.
Хрисоэлефантинная техника - накладки золота и слоновой кости на деревянный каркас.
Хуа няо (кит. "цветы-птицы") - традиционный жанр китайской живописи, для которого характерана свободная композиция мотивов цветов, птиц, растений, насекомых, изображенных на чистом фоне, в сопровождении каллиграфических надписей.
Хэппенинг (англ. happening - происходящее) - разновидность авангардного искусства, суть которого в разыгрываемом в городской среде событий, в которые вовлекаются и случайные люди, и сами организаторы либо только организаторы. В хайтеке отсутствует планировка и сюжет.

Ц

Целла (лат. cella)- внутренняя часть культовых сооружений, в которой находилось изображение божества.
Цемянка - мягкое измельчонная керамика или толоченный кирпич, служащий заполнением изветкового раствора.

Ч

Чайтья (санскр.) - буддийское культовое сооружение, храм молельня, вырубленный в скале.
Четырехайванная мечеть - сооружение с прямоугольным внутренним двором, в центре каждой стороны - сводчатый зал, открытый во двор (айван).
"Чикагская школа" - архитекторы и инженеры, которые после опустошительного пожара в Чикаго в 1871 году стремились повысить эффективность строительства.

Ш

Шань-шуй (кит. "горы-воды") - традиционный жанр пейзажа с изображением гор, рек и водных потоков как наиболее почитаемых элементов природы, ассоциируемых с противоположными началами Вселенной - инь и янь.
Шахристан (от иран. шахр - город и стан - место) - основное ядро средневекового города в Средней Азии, Иране, Афганистане, включающее цитадель и обнесенное стеной. Шахристан обычно имел прямоугольную планировку с более или менее регулярной сетью улиц, укреплялся крепостной стеной с башнями и воротами.
Шеду (аккадск.) - в искусстве Месопотамии и Ирана образ гения-охранителя в виде быка или льва с головой человека.
Шикхара (вершина) - башнеобразная надстройка над святилищем, имеющая в ранней форме вид многоступенчатой пирамиды, увенчанной небольшими куполами.
Шпалера (ит. - spalliera) - настенный безворсовый ковер, украшенный композициями орнаментального бордюра.

Э

Экседра (греч.) - полукруглая ниша со скамьей на открытом воздухе.
Экспрессионизм (expressionisme) - направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 века зародившееся в Германии и Австрии. В живописи выразился в деформации формы и экстатичности цвета.
Элленизм - первоначально обозначал правильное употребление греческого языка негреками, затем - распостранение греческой культуры.
Эмакимоно - горизонтальный свиток из бумаги или шелка, наклееный на основу, обрамленную парчовой каймой с деревянным валиком на конце.
Энеолит - медный век, переходный период от каменного к бронзовому веку, длившийся с 4 по 3 тыс. до н.э.
Этруски - среднеитальянский оседлый народ, населявший Этрурию, возможно неевропейского происхождения.
Эхин - диск с краями расширяющийся кверху.

Я

Ямато-э - японская живопись кистью на шармых, шелковых и бумажных свитках, изображающая придворные сцены, иллюстрации к знаменитым литературным произведениям. Особенность ямато-э обводка контура золотом и добавление в минеральные краски серебрянной фольги.

A

Art Nouveau - магазин художественных изделий и мебели в Париже. Название этого магазина стало обозначением французской разновидности архитектуры модерна.

J

Jugendstil - наименование стиля "модерн" в немецком искусствоведении по названию одноименного журнала.

 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 0,0 картине Репетиция на сцене (Дега).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2017