ГлавнаяНовости Статьи
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
Дадаизм. Путь к свободе
Дадаизм. Путь к свободе

Дадаизм. Путь к свободе


Дадаизм официально возник в 1916 году в Цюрихе, но первые работы в стиле «дада» были созданы годом раньше на американской земле. Авторами этих работы были два француза Марсель Дюшан и Франсис Пикабия, прибывавшие в США во время первой мировой войны.
Взяв начало в Цюрихе идея дадаизма вскоре захлестнула всю Европу: Кельн, Берлин, Ганновер, Париж.
Европа утопала в крови первой мировой войны, сложная политическая ситуация и социальная неустойчивость требовали перемен в жизни и в искусстве. Молодые художники искали новые пути для выражения духа своего времени. Именно поэтому возник дадаизм.
Идея дадаизма заключалась в уничтожении границы между жизнью и искусством. Дадаисты отрицали эстетические и культурные идеалы творчества, они тяготели к абсурдному, шокирующему и скандальному. Неограниченная свобода творчества и самовыражение - вот основополагающие черты творчества дадаистов. Они стремились показать существующую реальность, не отобразить или скопировать, а именно показать реальность как она есть только с другой точки зрения, под другим углом. Дадаисты не причисляли себя ни к авангардистскому течению, ни к какой бы то ни было традиции, в очередной раз подчеркивая свое отношение к свободе.
Но что, собственно, означает «дада»? Известно, что Тристана Тцара взял это слово из словаря. Так как движение было интернациональным, необходимо было найти такое слово чтобы оно встречалось во всех языках и при этом выражало творческую идею направления. «Дада» по-французски означает детскую игрушку лошадку на палочке, по-немецки – до свидания, в румынском и русском языках это двойное утверждение и т.д. Кроме того, «дада» похоже на младенческий лепет, что для дадаистов было символом бессмыслицы и абсурда, вписывающегося в концепцию течения.
Основным техническим приемом творчества, дадаистов был коллаж, в котором применялись различные материалы: фото, обрывки, вырезки, куски тканей и т.д. Берлинские дадаисты использовали в своих коллажах только фотографии и называли их фотоколлажами. Одни представители движения дада создавали случайные коллажи, другие наоборот использовали такие материалы в своих работах, чтобы выразить определенные политические взгляды. Среди дадаистов было много экспериментаторов, поэтому-то так разнообразны художественные и технические средства в произведениях художников движения.
Яркими представителями движения «дада» были: Тристан Тцара, Макс Эрнст, Ганс Арп, Курт Швиттерс, Гуго Балль, Ганс Рихтер, Марсель Янко.
Марсель Дюшан родился 28 июля 1887 года в Бленвиле, Нормандия. Первые работы Дюшана были созданы им под влиянием работ постимпрессионистов, кубистов, фовистов и футуристов. В 1915 году перебрался в Нью-Йорк, где совместно с Франсисом Пикабия и Ман Рэем работал над созданием работ в духе дадаизма. Самые значительные работы Дюшана: «Велосипедное колесо» 1913 год, «Фонтан» 1917 год, «Сушилка для бутылок» 1914 год и «Tu m» 1919 год. В 1923 году Дюшан объявляет о прекращении художественной деятельности и посвящает свою жизнь шахматам. И только через год после его смерти в 1968 году выяснилось, что на протяжении двадцати лет Марсель Дюшан тайно работал над произведением со временем получившим название «Дано:.»
Франсис Пикабия. Осторожно окрашено 1916
Франсис Пикабия. Осторожно окрашено 1916
Франсис Пикабия родился в Париже 22 января 1879 года. Начинал свою творческую деятельность с картин в импрессионистском стиле. Затем он постепенно отходит от традиционного искусства и проявляет интерес сначала к кубизму, потом к фовизму и футуризму. В 1915 году в Нью-Йорке вместе с Дюшаном переворачивает американский художественный мир. В 1916 году возвращается в Цюрих и основывает авангардистский журнал «391», выходивший в Цюрихе, Париже и Нью-Йорке. Его работа того времени «Стихи и рисунки девушки, рожденной без матери» привлекают внимание дадаистов и Пикабия посредством Тристана Тцары вступает в их ряды. В 1920 году художнику удалось организовать вместе с дадаистами одну из самых громких манифестаций дада в Париже. Уже через год Пикабия оставляет дадаизм и ненадолго обращается к сюрреализму. Позже, несмотря на то, что художник создавал типичные дадаистические работы, он все же позиционировал себя как художника авангарда. Умер Франсис Пикабия в 1953 году.
Макс Эрнст. Ohne titel 1920
Макс Эрнст. Ohne titel 1920
Макс Эрнст кельнский дадаист родился 2 апреля 1891 года. В сферу его интересов попали философия, психология, история искусств и собственно живопись. В начале своей художественной карьеры Эрнст ощущал на себе влияние немецкого экспрессионизма и Джоржо де Кирико. После демобилизации по ранению Эрнс вернулся в Кельн и свел знакомство с художником Йоганнесом Теодором Бааргельдом. Именно с ним и Гансом Арпой в 1919 году Эрнст создаст кельнскую ячейку дадаистского движения. В том же году они открывают «эксперементальную лабораторию дада» под названием «Фатагага». Через год работы Эрста появляются на выставке-ярморке «дада» в Берлине. А в 1921 году он выставляет свои работы в Париже, не без помощи Андре Бретона. Отличительной чертой дадаиста Макса Эрнста можно назвать любовь к эксперименту. До конца своих дней он неустанно ищет новые пути выражения и художественные методы. Так в 1925 году художник изобрел новую художественную технику – фроттаж (от фр. скрести). В его арсенале также и другие техники – гратография, фотомонтаж, дриппинг и др. Макс Эрнст оказал огромное влияние на американских художников, во время прибывания в США с 1941 по 1945 года. Умер Макс Эрнст в 1976 году.
Ганс Арп. Бутылка и борода 1916
Ганс Арп. Бутылка и борода 1916
Ганс Арп родился 16 сентября 1887 года в Страсбурге. Там же посещал школу искусств, затем продолжил обучение в Веймаре и Париже. В 1911 году в Мюнхине знакомиться с Василием Кандинским и долгое время испытывал влияние его творчества. Затем участвовал в первой выставке «Синего всадника». В 1914 году избежал службы на фронте, притворяясь душевнобольным. Через год Арп перебрался в Цюрих, где познакомился с художницей Софи Тойбер, которая впоследствии станет его женой. А также он заводит знакомство с Тристаном Тцарой, Гуго Баллем, Марселем Янко и Гансом Рихтером. Вместе с новым знакомыми он участвует в выставках и манифестациях дада. Вскоре Арп станет значительной фигурой в движении дадаистов. В 1918 году Арп прибывает в Кельн, где знакомит Эрнста с идеей дадаизма. В 1920 году уезжает в Париж, и открывает для себя искусство сюрреализма и работает уже в этом стиле. В 1966 году Ганс Арп умирает.
Курт Швиттерс. Мерцбильд 1920
Курт Швиттерс. Мерцбильд 1920
Курт Швиттерс родился 20 июля 1887 года в Ганновере. Проходит обучение в Академии изящных искусств в Дрездене и Берлине. Начинает свою художественную карьеру как портретист традиционного искусства. Но вскоре Швиттерс открывает для себя фовизм, экспрессионизм, кубизм и отдает предпочтение работе с коллажами. Материалы, для которых он буквально подбирал на улице. В 1919 году Швиттерс дал название своим работам, назвав из «мерц». Через год, несмотря на аполитичность творчества художника, его принимают в свой круг дадаисты. В честь этого события, Швиттерс создал один из своих самых значительных работ «Мерцбау». Одноименный журнал художник основал в 1923 году, где освещал темы дадаизма, неопластицизма и русского конструктивизма. Журнал просуществовал до 1932 года. В 1937 году Швиттерс перебрался в Норвегию, где пробыл до 1940 года, затем переехал в Англии, где и умер в 1948 году.
Одна из программных выставок кельнских дадаистов состоялась 20 апреля 1920 года. Примечательным было то, что попасть на выставку можно было только через туалет пивного бара. Завсегдатаи питейного заведения, посетившие уборную, чтобы освежится, обнаруживали необычный шум за другой дверью в помещении и попадали на выставку дадаистов. Необычные экспонаты в виде коллажей, фотоколлажей и «объектов» возмутили общественность, и полиция закрыла выставку. Но после того как среди экспонатов обнаружилась гравюра «Дюрера» полиция вынуждена была отменить свое решение.
Еще одна из громких манифестаций дадаистов прошла в 1921 году, после которой свободолюбивое движение пришло в упадок. Многие из представителей дадаизма работали в новом направлении сюрреализм. И на конгрессе конструктивистов в 1922 году в Париже Тристан Тцара объявил о смерти «дада».
Кроме сюрреализма, на идеях дадаизма проросли и другие ростки нового искусства. Так в 50-х годах влияние дадаизма ощущали на себе американские художники, использовавшие те же приемы выражения творческой мысли, что были присущи бунтарскому движению начала века.
Clip to Evernote

Комментарии. (Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.)
 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 3,4 картине Портрет Даниэле Барбаро (Веронезе).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2017