ГлавнаяНовости Статьи
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
Демоны Врубеля
Демоны Врубеля

Демоны Врубеля


Часть 1. От Богоматери к Демону

«Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя»
Ницше
Студенту петербургской художественной Академии Михаилу Врубелю неслыханно повезло, с легкой руки преподавателя Чистякова молодого художника пригласили в реставраторы Кирилловской церкви в Киеве. Взявшись серьезно за работу, Врубель изучал каноны древних фресок, по много часов работал над росписью, забывая порой передохнуть и поесть.
Руководителем реставрационных работ был Адриан Прахов в свой дом он любил приглашать творческих людей, среди которых был и Михаил Врубель. Он часто делал наброски в их доме, изображая в основном Эмилию Прахову — жену Адриана. У многих сложилось тогда впечатление, что между художником и Эмилией «чувства». Но судя по всему «чувство» было одно у Врубеля и совершенно не взаимное.
Богоматерь с младенцем 1885
Богоматерь с младенцем 1885
«Богоматерь» Врубеля — это не та целомудренная скромница, изображенная на полотнах мастеров Ренессанса, не спускающая глаз с младенца, полная чистоты и святости. Нет это не она. Ее дерзкий взгляд, смотрящий на зрителя, полон гордости и высокомерия. Взгляд женщины, которая знает себе цену. Ее образ не для молитв, а для восхищения. Ее чувственная натура, не знающая пощады над мужскими сердцами не скрыта под святым нарядом, и образ ее не одухотворен.
Тут неожиданно Прахов отправляет Врубеля подальше от своей жены в Венецию на экскурсию и изучение местного византийского и ренессансного искусства. Художник прихватив наброски, зарисовки и этюды, едет куда послали. В пути он, как поговаривают, пишет не только иконы, но и письма любимой в Киев. Вернувшись из-за границы Врубель демонстрирует иконы для Кирилловской церкви и эскизы для Владимирского собора. Икона «Богоматерь с младенцем» поразила встречающих и в частности Прахова очевидным сходством с его собственной женой, а в младенце он узнал младшую дочь. «Богоматерь» поместили в церкви, а эскизы не утвердили и разорвали контракт на роспись Владимирского собора. Неужели Прахов таким способом избавился от соперника? Очень возможно, если предположить, что Врубель был влюблен именно в Эмилию.
Работа потеряна, а двери в дом Праховых закрыты. Он был не нужен как художник, не был нужен он и как любимый мужчина. По прошествии лет он расскажет Коровину о своих шрамах на груди: «Не знаю, поймете ли вы меня, я любил женщину, а она меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Большинство историков полагает, что любимой была Эмилия Прахова.
После всех потерь Врубель, как водится, пустился во все тяжкие, погрязая в пороках и долгах. От безысходности он брался за грязную работу, а заработанное тут же проматывал в кабаках и публичных домах.
Эта банальная история: он любил — она отвергла, он — пошел по наклонной, очень впечатляет мелодраматических особ и подымает рейтинг изданиям. Но в последнее время все отчетливее становиться ясно, что это не больше, чем красивая история, ничем особо не подкрепленная.
Если и были письма Врубеля к Праховой, то есть мнение, что она просила после своей смерти их уничтожить и, видимо, ее воля была выполнена. А значит, документов нет и писать художник мог другой женщине и безответно любить мог тоже совсем другую женщину.
«Богоматерь» написана с Эмилии. Ну и что? Эскизы он делал при всех не таясь, а Праховы их даже прятали от него, чтобы он их, по привычке рисовать новое поверх уже нарисованного, не испортил.
А то что Врубель потерял работу во Владимирском соборе совсем не значит, что Прахов убрал с пути соперника. Эскизы, которые художник привез из Италии сильно отличались от церковных канонов. Его кисти принадлежат только боковые орнаменты.
Но как говориться в таких случаях: «Только вам решать, верить или нет».
Но мы приближаемся наконец к первому Демону, может не совсем первому, больше здесь подойдет номер нулевой. Этот рисунок мало кто видел, и только отец художника, навестивший Михаила в Киеве и заставший его в ужасном болезненном состоянии, в тот момент когда он работал над рисунком Демона, описал этот рисунок как изображение злой и чувственной женщины. И на этот раз исследователи, ехидно ухмыляясь, не удержались от сравнений с Праховой, делая намеки на то что он сперва изобразил ее в образе святой, но после разрыва отношений, в отместку нарисовал в образе Демона. Рисунок уничтожил сам автор, разорвав его на клочки, но с Демоном он не порвал.
Счастливая возможность поработать на тему Демона появилась у Врубеля уже в Москве, куда он переехал в 1889 году и, где нашел серьезную моральную и материальную поддержку от мецената Саввы Мамонтова. А уже через какой-то год художник создавал иллюстрации к юбилейному изданию Лермонтова в том числе и к поэме «Демон».
Врубель нарисовал огромное количество эскизов и рисунков к поэме, среди них выделяется целая серия работ в том числе и в скульптуре «Голова Демона» 1890-1891, которая по замыслу художника должна была стать заглавной к поэме Лермонтова.
Голова Демона 1890-1891
Голова Демона 1890-1891
На иллюстрации черной акварелью изображена голова Демона, грозно смотрящего прямо на зрителя в напряжении с полной решимостью в глазах. Позади Демона каменные горы и сам Демон будто из камня — холодный и твердый, и только напряженные губы светятся белым «...словно обожженные внутренним огнем». Сгусток тьмы, соткан из лоскутов энергии и страсти резко контрастирует с бледной горой вдалеке на заднем плане, как бы приближая его к нам все ближе и ближе. Еще немного и Демон сможет заглянуть в самую душу, а заглянув обожжет ее своим пламенем. И не заживить эти раны во век...
Но Врубелю было мало рисунков, эскизов и иллюстраций. В том же 1890 году он пишет монументального «Демона сидящего». Это первое его полотно демонической темы. Этот первый Демон был неоднозначно принят публикой, многих поразил образ печального юноши в особой врубелевской мозаичной технике. Известно, что Пикассо однажды признался, что «Демон сидящий» вдохновил его на создание картин в стиле кубизм.
Демон сидящий
Демон сидящий
Юный Демон застыл в ожидании и созерцании на вершине среди нездешних кристаллических цветов. Такой же твердый, но уже не холодный, словно высеченный из глыбы, но оживший. В его взгляде огромных глаз печаль, он смотрит вдаль огненного заката. Мощь и величие Демона сковано рамой полотна, он словно пружина напряжен, но не сломлен. Время Демона — закат, место Демона — высь, удел — одиночество и печаль, а свет для него — тьма. Он что-то упустил, что-то потерял, он мог бы все вернуть и наверстать, но в вечности некуда спешить. Больше Демону некуда спешить...

Девять лет Врубель не возвращается к теме Демона.

Читать вторую часть статьи: Демоны Врубеля. Продолжение
Clip to Evernote

Комментарии. (Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.)
 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 0,0 картине Принцесса Грёза (Врубель).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2017