ГлавнаяНовости Статьи
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
Иван Грозный и сын его Иван
Иван Грозный и сын его Иван

Иван Грозный и сын его Иван


В октябре этого года некий православный бизнесмен и лидер движения «Святая Русь» отправил два письма с требованием картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» кисти Ильи Ефимовича Репина снять с экспозиции Третьяковской галереи. Одно письмо ушло на адрес Министерства культуры РФ, второе директору Третьяковки. Под текстом письма подписались еще несколько историков и влиятельных лиц, согласных с требованием. По их мнению, картина не соответствует историческим событиям, поэтому вводит в заблуждение школьников. К тому же «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» оскорбляет патриотические чувства русских людей.
Нигде информация о получении подобных писем не подтвердилась. Однако, глава Третьяковской галереи вскоре заявила, что мнение историков и активистов, она услышала, но требование выполнять не намерена. И считает это событие самопиаром «поборников исторической справедливости».
А тем временем, не долго думая, художественное объединение «Митьки» презентовали картину «Митьки приносят Ивану Грозному нового сына», которая по их мнению может стать достойной заменой репинской. И еще просят активистов обратить внимание на другие «безобразные» и «лживые» картины русской живописи.
Впрочем, отношение у публики к картине «Иван Грозный и сын его Иван» всегда было неоднозначно.
Вернемся к истокам. Репин написал картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в 1885 году. Идея же написания произведения на трагическую и кровавую тему пришла к художнику еще в 1881 году кровавые события, которого оставили неизгладимый след во многих душах обывателей.
Затем Репин приступил к поиску натуры для отца и сына, как известно, для этого ему понадобилось несколько человек: художник Мясоедов, писатель Гаршин и другие безымянные модели, у которых художник позаимствовал некоторые черты или выражение лица.
Работа над картиной тяжело давалась Репину, забрала много душевных сил. Сам художник говорил, что ему от картины становится страшно, что ему приходится ее прятать. Но в то же время его тянуло к этой картине и он снова, и снова возвращался к ней.
Когда же картина была закончена и настало время продемонстрировать ее публике, она произвела довольно яркое впечатление на каждого, кто видел ее. Никто не остался равнодушным. Многих она пугала, некоторым она казалась великой, а царь Александр III запретил ее к показу. Но прежде картина наделала много шума. О ней говорили, ее обсуждали, ее советовали посмотреть.
Друзья Репина, которые увидели картину первыми долго не могли прийти в себя от увиденного, молчали, как очарованные, «... потом долго спустя шептали как перед покойником...». А критик и друг Репина Стасов считал картину «Иван Грозный и сын его Иван» неудавшимся историческим полотном. Но в печати не стал высказывать свое мнение.
По прошествии трех месяцев стараниями художника Боголюбова Третьякову вновь разрешили вывесить картину «Иван Грозный и сын его Иван» в своей галерее.
В 1913 году произошло событие, к сожалению, слишком часто встречающееся в истории действительно, если не великих, то значительных произведениях искусства. 16 февраля 1913 года иконописец Абрам Балашов нанес три удара ножом по холсту, не то из чувства патриотизма, не то от душевного расстройства — выяснить так и не удалось.
Репин приехал специально, чтобы реставрировать поврежденные места. Однако художник перестарался и пока не высохла краска профессиональным реставраторам пришлось в тайне от художника переписывать места повреждения акварелью. Что им с успехом удалось и картина выглядит так же как и до пореза.
Великие произведения становятся частью истории, как эта картина. Многие пытаются попасть в историю скользким путем скандала, надеясь свое имя поставить рядом с уже заслуженно великим.
Историков можно понять, они трактуют историю в соответствии с современностью. Но мне кажется, что «Иван Грозный и сын его Иван» не какая-то потертая иллюстрация в старом учебнике по истории государства Российского, а произведение искусства, «иллюстрация» истории русской живописи, где художник И.Е. Репин занимает одно из самых значительных мест.
Clip to Evernote

Комментарии. (Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.)
 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 3,0 картине Тридцать три богатыря (Врубель).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2017