ГлавнаяНовости Статьи
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке

Урок анатомии VS Ночной дозор


Ночной дозор VS Урок анатомии
Ночной дозор VS Урок анатомии
Два известнейших шедевра великого голландского художника XVII века Рембрандта ван Рейна, сыгравшие в его судьбе не самые последние роли. «Урок анатомии доктора Тульпа» и «Ночной дозор» расскажут нам свои истории от создания до наших дней...

С чего начиналось

Приехав в Амстердам Рембранд позиционирует себя как неплохого портретиста, получает несколько заказов на портреты и набирает среди зажиточных горожан некоторую популярность. Но настоящая слава к нему приходит в 1632 году, когда он получает заказ от гильдии врачей на групповой портрет. Подобные картины уже украшали стены Весовой палаты, картина Рембрандта должна была стать четвертой. Полотно получило название «Урок анатомии доктора Тульпа» и изображала группу врачей во время аутопсии.
Другая картина под названием «Ночной дозор» также изображала группу людей, на этот раз стрелков, заказавших монументальное полотно для стен своего сообщества. Жребий писать роту капитана Кока выпал Рембрандту, остальные пять достались малоизвестным и менее талантливым коллегам. История злодейка сыграла злую шутку с художником, на долгое время зачислив беднягу в ряды неудачников, когда в 1642 году на суд общественности и заказчиков была представлена картина. С тех пор ряды богатых покровителей и влиятельных заказчиков Рембрандта значительно поредели.

Сюжеты, персонажи, детали

Доктор Тульп, настоящее имя которого Николас Петерс — главный персонаж картины «Урок анатомии доктора Тульпа». Забавная фамилия, на которую доктор сменил свою, выбрана им не случайно — по изображению тюльпана на его доме, где прежде был цветочный аукцион. Тульп был большой шишкой в Амстердаме — входил в городской совет, несколько раз избирался бургомистром и занимал должность главы гильдии врачей. При этом был практикующим врачом и первым анатомом гильдии. На картине кроме главного персонажа из тьмы проглядывают еще несколько человек и чтобы как-то выделить Тульпа из общей массы изображенных врачей и трупов, Рембрандт «надевает» на него шляпу. А как известно, шляпу в помещениях, а также на всевозможных мероприятиях, таких как рассматриваемое нами вскрытие, могли иметь на голове люди только высшего общества.

Низшее общество на картине «Урок анатомии доктора Тульпа» выпала честь представлять Адриаану Адриаансу в миру — Арису Киндту, повешенному за нанесение тяжких телесных повреждений тюремному надзирателю в Утрехте и избиение с последующим грабежом в Амстердаме. Его тело после казни и попало сначала на разделочный стол к Тульпу, а затем и на монументальный шедевр Рембрандта. Вот так скользкий и холодный стол анатома привел никому не известного преступника на страницы истории искусства.

По всем понятиям доктор Тульп играет главную роль в этой жуткой постановке, однако мертвое тело выделяется и по контрасту и по масштабу, что неоднозначно свидетельствует о явной конкуренции между Тульпом и трупом за главное место на картине. Кроме того, художник впервые применил ноу-хау, закрыв не тряпкой или персонажем лицо покойного, как делали до него коллеги художники, а тенью, при этом закрыв его наполовину. А вот половину правой руки Рембрандт по неизвестным причинам дописал позднее. Как выяснили ученые-рентгенологи, сперва на картине была написана культя, потому как ворам в те времена руку, как правило, отрубали.

Урок анатомии. Миревельт 1617
Урок анатомии. Миревельт 1617

Семь человек изображено на картине «Урок анатомии» и это не считая Тульпа и исследуемого тела, все они замысловато по тем давним традициям выстроены в пирамиду, где вершина не главный персонаж. Кстати, о традициях в подобных портретах: предшественники Рембрандта писали такие сцены довольно уныло, изображая всех персонажей сидящими рядами и смотрящих прямо на зрителя, никак не заинтересованных происходящим. В «Уроке анатомии» же Рембрандт не стал идти проторенным путем и придал персонажам оживляющие позы, а лицам живейший интерес к уроку и трупу. Создавая при этом контраст между неподвижным мертвым телом и живыми любознательными врачами. Однако, невозможная близость к мертвецу настораживает и удивляет некоторых историков, убеждающих в не правдивости подобной тесной обстановки вокруг стола для вскрытий.

Вскрытие или по-научному аутопсия на картине несколько отдалено от истины — реальная аутопсия начинается со вскрытия брюшной полости. Рембрандт написал картину, где вскрытие начиналось по правилам в 1656 году - «Урок анатомии доктора Деймана».

Уроки анатомии во времена Рембрандта были весьма популярны как в Нидерландах, так и во всей Европе. В основном такие мероприятия проходили в зимнее время и длились несколько дней. Публика в основном состояла из врачей, студентов, почетных граждан и простых горожан.

Картина «Ночной дозор» изначально имела название «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока», изображающая роту стрелков, каждый из которых заплатил по сто гульденов за свой портрет на данной картине. В те времена в стрелковое сообщество входили сплошь богатые и влиятельные бюргеры. Конечно, и, скорее всего, им мало понравилось, что Рембрандт изобразил не плативших «зайцев» на их заказном портрете, а многие исследователи еще и впали в бездну умственного напряжения выясняя значение «лишних» персонажей. Особенно вводит в ступор девочка в золотистом платьице в самой гуще толпы вооруженных мушкетеров. Самые вменяемые версии о девочке сводятся к тому, что ее задача уравновесить композицию в противовес Лейтенанту Виллему ван Рёйтенбюргу в золотом камзоле. Другая версия предполагает ее символом отряда. Немало вопросов еще таятся в глубинах монументального шедевра и порождают немало споров.
Якобс Дирк.Корпорация амстердамских стрелков 1532
Якобс Дирк.Корпорация амстердамских стрелков 1532

Как и «Урок анатомии» картина «Ночной дозор» по традиции должна была изображать статичную дружескую пирушку в ряд, где персонажи смотрят прямо на зрителя. Но таков уж был Рембрандт, что вместо унылого парадного портрета он добился впечатляющего движения и жизни, где каждый персонаж и каждая деталь движется. Отступление от канонов стало темным пятном на истории картины и в толковании биографии художника.

Что было после

Двести лет провисела картина «Урок анатомии доктора Тульпа» в Весовой Палате Амстердама, для которого и была собственно написана. Но в 1817 году в правительство поступила просьба о перемещении картины из сырого помещения Весовой Палаты в Рейксмузеум от его директора. Однако усилия и ходатайства не возымели успеха. Картина благополучно была продана правительству Нидерландов, после чего это самое правительство в лице короля Вильгельма I передало «Урок анатомии» в Маурицхёйс в Гааге. Где картина находится в экспозиции и по сей день.
Судьба «Ночного дозора» наполнена опасными приключениями, а порой, грустными событиями, достойными увлекательного приключенческого романа.

Итак, после написания «Ночной дозор» проводит около 70 лет на стене здания Стрелкового сообщества, затем его перевозят в королевский дворец, после чего картина более полтораста лет скитается по различным залам. В 1885 году здание амстердамского Рейксмузеума перестраивают и главной картиной в экспозиции становиться «Ночной дозор». Дважды картина покидала стены государственного музея. Первый раз в 1898 году в городской музей Амстердама на выставку всего собрания произведений Рембранда, но то была недолгая и недалекая поездка в сравнении со следующим путешествием картины. В 1939 году с началом Второй мировой войны «Ночной дозор» эвакуировали из музея, погрузив на грузовик для перевозок оконных рам и отправили в замок Радбауд на 60 км от Амстердама. Когда в 1940 году Нидерланды были оккупированы немецкими фашистами картину вновь решили перепрятать в более надежное место. Несмотря на то, что поездка обещала быть довольно опасной, все же «Ночной дозор» отправился в хранилище под песчаными дюнами на побережье Северного моря. Но и это хранилище показалось голландцам ненадежным и картина поехала через всю страну в хранилище близ Маастрихта. Где пробыла до конца войны и счастливо вернулась на свое место в Рейксмузеум.

Где реставраторы уже были готовы оказать картине скорую помощь, рассчитывая на самое худшее. Однако все обошлось, «Ночной дозор» в целости и сохранности провел пять лет в свернутом состоянии и на нем ни царапинки. Но в его судьбе все же были случаи ужасных и в некоторых случаях непоправимых повреждений.

Копия картины со схемой обрезанных частей в XVIII веке
Копия картины со схемой обрезанных частей в XVIII веке

Впервые «Ночной дозор» был поврежден в XVIII веке в королевском дворце, где он неосмотрительно не помещался на стене (по другой версии не входил в дверь) и его безжалостно предали ножу или ножницам. По сохранившейся копии, можно увидеть как в следствии этого пострадала композиция: слева исчезли два стрелка и балюстрада, внизу было обрезано пространство перед стрелками, а сверху и справа пропали две узкие полоски. Название «Ночной дозор» картина получила в XVIII веке, когда дневные дозоры были отменены и мушкетеры несли службу только в ночное время. К тому же темный колорит картины предполагал все же ночное время суток. Когда же в 1947 году «Ночной дозор» реставрировали, то неожиданно обнаружилось, что это все-такие дневной дозор, при чем по тени от руки капитана видно, что действие на картине происходит не позднее двух часов дня. Во время войны, когда полотно «Ночного дозора» перевозили по хранилищам, где оно хранилось в свернутом состоянии в деревянном ящике, на удивление картина никак не пострадала. Но уже в мирное время «Дозор» не раз становился жертвой вандализма. В 1975 году безработный учитель набросился на картину с ножом и нанес ей 12 ударов. Он в следствии говорил, что «...им управляли потусторонние силы и его целью была не картина, а Банинг Кок не капитан стрелков, а дьявол в черной одежде...» Реставрация длилась восемь месяцев. В 1990 году некий сумасшедший облил картину кислотой, но охранники сразу обезвредили преступника, а кислоту смыли дистиллированной водой, так что пострадал только слой лака.

В жизни Рембрандта

С написанием картины «Урок анатомии доктора Тульпа» жизнь Рембрандта заиграла новыми красками, широкими мазками раскинувшись на добротном холсте его таланта. Успех и слава не заставили себя долго ждать, и градом посыпались престижные заказы от зажиточных и влиятельных горожан. Так Рембрандт ван Рейн проснулся знаменитым и популярным. «Урок анатомии» он уже подписывает своим именем Рембрандт, а не инициалами как предыдущие работы, ставя себя таким образом в один ряд с такими великими коллегами как Тициан, Микеланджело и Рафаэль.
Через десять лет, другая картина «Ночной дозор» написана. Стрелки ждут, кусая губы и предвкушая восхищения, восторги в честь их мужества, отваги и чести. Каждый внес свою долю в этот групповой портрет и каждый рассчитывал выглядеть на все сто гульденов, которые заплатил мастеру. Но разве они платили за то, чтобы маячить где-то на заднем плане, в темноте, или робко выглядывать из-за чьей-нибудь спины и скрещенных копий? Недовольные, разумеется были, но капитану Коку картина, скорее всего, понравилась. До недавнего времени в истории искусства и биографии автора «Ночной дозор» представлялся причиной потери его выгодных заказчиков. Но все чаще в источниках встречаются и другие причины: личные и общественные. В 1642 году умирает любимая жена Рембрандта — Саския, несчастье и горе захлестнувшее художника выбили его из колеи — портреты на заказ были в этот период сложной задачей для него. Рембрандт в это печальное время обратился к религиозной живописи, к сожалению не востребованной на художественном рынке. Политические и религиозные изменения в стране сделали основными покупателями картин зажиточных горожан, которые в свою очередь предпочитали простые и легкомысленные жанровые сцены сложной и реалистично правдивой живописи Рембрандта. Как бы там ни было, многие исследователи уверенны что «Ночной дозор» был тепло принят заказчиками и публикой. Кроме того, капитан Франс Баннинг Кок заказал копию картины у местного мастера миниатюр маслом на доске и акварельную работу для семейного альбома.
Стремительный взлет и стремительное падение, каковы причины и смогли ли мы в них разобраться. Две картины — две точки, два поворота на творческом пути великого голландца Рембрандта ван Рейна, не сходившего с этого пути, нарушая правила и традиции, не рассчитывая на понимание и благосклонность публики, уверенно толкая вперед развитие нидерландской живописи.
P.S. Существует своего рода легенда, повествующая о недовольстве картиной капитаном Коком. Он якобы не узнал себя на полотне и сгоряча потребовал вернуть сумму залога. И если взглянуть на картину, можно убедиться, что именно этот момент и изобразил Рембрандт.
Clip to Evernote

Комментарии. (Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.)
 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 0,0 картине Обнаженна II (Пикассо).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2016