ГлавнаяНовости Статьи
 
 
Друзья сайта:
Блог об экологических тенденциях в прогрессе Экострой - строимся на собственном участке
Черный квадрат Малевича
Черный квадрат Малевича

Черный квадрат Малевича


"Квадрат — ощущение; белый фон — ничто,
 кроме этого ощущения."
К. Малевич
Когда затихают разговоры, слухи и споры о "Моне Лизе", когда подсчет вариантов "Крика" наконец закончен, тогда, как по волшебству в "красном углу" возникает "Черный квадрат" Казимира Малевича — батьки супрематизма и абстрактного искусства.
О "Черном квадрате" слышали все, даже весьма отдаленные от мира искусства индивиды. Для большинства эта картина олицетворение формальности в искусстве. В том смысле, что любая "мазня", обрамленная в заумную теорию имеет право называться высоким искусством.
Это было начало XX века — время революции, время когда ветер перемен выдул пыль и затхлость из умов и внес свежую струю и новый взгляд на многие вещи. Крестьянин мог стать поэтом, трудяга — художником, а бывший депутат нашел место у станка наравне с простым рабочим. Все смешалось, перевернулось и заиграло по-новому. Возникала новая жизнь, новое мировоззрение, новое искусство.
Замысел квадрата возник еще в 1913 году, когда Малевич работал над декорациями к опере «Победа над солнцем». В опере квадрат черного цвета появлялся вместо солнца (в других источниках затмевал его.) Именно 1913 годом художник датировал свою картину, даже когда она была воспроизведена на холсте и обрела статус самостоятельного произведения в 1915.
"Черный квадрат" был создан Казимиром Малевичем в 1915 году для выставки "0,10", где квадрат был выставлен на ряду с другими картинами художника. Всего на выставке, как позиционировали ее организаторы, "последней футуристической" выставке было выставлено 39 картин Малевича. Так как выставка футуристов была последней, Малевич предложил сделать супрематизм наследником футуризма, но его никто не поддержал. В итоге Малевич остался в одиночестве и наслаждался последующей популярностью супрематизма, в отдельных регионах, практически единолично.
Итак, что же это за такой супрематизм и какую роль в ней играет, собственно, квадрат?
Супрематизм — новый художественный реализм, беспредметное искусство. Малевич определял супрематизм как "превосходство (лат. Supremus) чистого ощущения в художественном искусстве." Сам супрематизм имел три этапа развития — черного, цветного и белого. Квадрат как форма, имел статус базового или как нарек его сам художник "нуль форма", начальный элемент. Так в супрематической системе "черный этап" начинался с трех форм — квадрат, крест, круг. Цветной и белый периоды начинались с этих же форм. Таким образом, философский подтекст картины выражается в форме — квадрат, как начальная форма из которой возникают все остальные и в цвете - черный цвет — как отсутствие цвета и света, но в то же время и совокупность всех цветов.
Хотелось бы отметить, что квадрат на поверку оказался не совсем квадратом, его стороны не равны и не параллельны друг другу. Впрочем, есть мнение, что художник изначально нарек свое произведение "Черный прямоугольник", но со временем "Черный квадрат" оказался более подходящим чисто в визуальном смысле.
Как ни крути, но и супрематизм в свое время был весьма популярен. Так в Витибске, куда прибыл Малевич по приглашению Марка Шагала преподавать в художественном училище, супрематизм не только прижился в художественных кругах, но и проник в обиход простых граждан: посуда, ткани, панно и знамена - все было оформлено в супрематическом стиле.
Деятельность Малевича, впрочем, не ограничивалась преподаванием, художник кроме всего прочего занимался написанием теоретических трудов, кои периодически издавал в брошюрах. А о занимаемых должностях Малевича можно писать отдельную статью, единственное, что можно уточнить, это то, что одна из них была должность народного комиссара. Но с приходом к власти Сталина, не стало ни должностей, ни популярности, ни работы.
Даже в настоящее время супрематическая картина "Спортсмены" Малевича находит своих поклонников и вдохновляет на новые проекты. Так в Париже создана баскетбольная площадка, в основе которой цветовое решение и композиция навеяны полотном "Спортсмены."
Но мы отвлеклись от "Черного квадрата", вот уж кому известности не занимать. Но как и всякое популярное произведение, вызывающее интерес у исследователей и ученых "Черный квадрат" оказался под прицелом рентгеновских лучей и выдал под пытками свою тайну — под слоем черной и белой краски оказалась картина и при том цветная. Присмотревшись эксперты обнаружили еще одну картину и тоже цветную. Таким образом стало известно, что "Черный квадрат" содержит в глубинах своей «черной бездны» целых две цветных картины со сложной фигурной композицией. Плюс ко всему на полотне обнаружили отпечаток пальца самого художника и надпись, которая после расшифровки содержала такой текст : "Битва негров в темной пещере". Эта надпись сразу была связана искусствоведами с подобной картиной А. Алле под названием "Битва негров в пещере темной ночью" 1882 года создания, впрочем те же искусствоведы считают, что Малевич никогда не видел этой картины и как-то сыграть на этой находке и связи между ними у них не получилось.
Тем не менее, исследование рентгеноскопии помогло развеять широко распространенный миф о том, что в спешке Малевич зарисовал неудавшуюся картину черной краской, после чего и получилось знаменитое полотно. Эксперты утверждают, что состав черной краски для "Квадрата" художник смешивал специально. В составе краски обнаружили: жженую кость, мел, черный углеродосодержащий пигмент и др. Такой состав давал возможность Малевичу добиться глубоко черного цвета с бархатистым эффектом. Что однозначно дает право утверждать, что замысел работы далеко не спонтанный, а хорошо продуманный, требующий специальных приготовлений. А что касается переписывания картины по верх уже готовой, так художники часто использовали готовые работы для новых картин, когда под рукой не было чистого холста.
Обычный квадрат черного цвета, что может быть проще? Но оказывается не все так просто, как есть на самом деле и вся его простота и бесхитростность скрывает не одну тайну. Впрочем, искатели разгадок тайн за частую сами их и создают.
P.S. Забавной выдумкой выглядит пост на бескрайних просторах рунета о том, что Пикассо увидев "Черный квадрат" Казимира Малевича потерял интерес к работе в стиле кубизм. Примечательно, что на тех же просторах можно встретить подобные строки о "Демоне" Михаила Врубеля, увидев которого у Пикассо возникла идея создавать кубистские картины. В общем, весь кубизм держался только на русском искусстве начала XX века.
Clip to Evernote

Комментарии. (Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.)
 
Афоризмы
 
Оцените картину
щелчок для увеличения
5 4 3 2 1
Вчера посетители сайта поставили оценку 3,8 картине Цветущие груши в Эраньи. Утро (Писсарро).
 
Яндекс.Метрика
ARTWORLD 2010-2016